Кто бы мог подумать что из восьми детей большой львовской семьи Якова Пукаса и Ксении Гордашевской именно активная и жизнерадостная Михайлина станет на путь смиренного служения Богу. Видимо это доброта души, что на восьмой свой земной день приняла небесную благодать вместе с крещением в местной церкви Петра и Павла, так проявила себя – недаром же говорят: «человек или с детства, или никогда».
Правда до начала настоящего служения пройдут годы и годы, в течение которых она бок о бок со своей сестрой Анной в свободное от школы и помощи матери по хозяйству и приглядыванию за младшими играла в монашки, читала житие святых, молилась, пела в церковном хоре львовского монастыря святого Онуфрия…
Кстати, именно настоятель последней сыграл ключевую роль в превращении девушки в один из основополагающих столпов украинского греко-католицизма на окатоличенных землях Галичины конца XIX – начала ХХ века. Реколекции отца Иеремия Ломницкого чина святого Василия Великого боролись в ее душе с попыткой помочь духовному и физическому подъему своего порабощенного народа, которому выпала тяжелая судьба уже который век подряд жить под оккупацией различных чужынцев.
Именно эти два направления, которые не как не ложились в одну из существующих конфессиональных доктрин христианства, подвели Иеремию Ломаницького в 1892-ом к мысли о создании новой монашеского течения сугубо украинского направления – конгрегации сестер-служебниц, которые начали свою деятельность на первых порах под патронатом василиянок. В том же году с его же благословения в монастыре филициянок надела послушницкую рясу и Михайлина.
Ее монашеский сан, уже в качестве сестры Иосафаты, два месяца спустя стал для новой конгрегации благословением Небес – двадцатитрехлетняя Гордашевская присоединяется к пока немногочисленной общины в селе Жужуляны на Сокальщине под крылом священника Кирилла Селецкого.
Пройдет десятилетие существования служебниц, появится монастырь в Кристинополе… но далее того распространение новой украинской монашеской конгрегации продвигалось в окатоличенной Галичине очень и очень медленно ровно до момента, когда в 1902 году на общем собрании сестру Иосафату единогласно избрали ее настоятельницей.
Девизом ее деятельности на этом высоком посту стало «служить украинскому народу там, где в этом есть наибольшая потребность». Именно поэтому современные сады, как учебно-воспитательные учреждения для детей с обучением музыке, поэзии, элементарному счету, были именно ее изобретением, как способ помочь тяжело работающим обычным родителям общины (первый открытый 15 мая 1893 года в Жужелянах). Для помощи больным – собирала вместе с сестрами лекарственные травы и готовила из них по книге привезенной из Львова доступные препараты (за это крестьяне прозвали ее «наша добрая Сестра-лекарь»), а когда за помощью люди начали ехать со всей округи – отправляла сестер на курсы медсестер, которые ранее закончила сама.
Активная апостольско-просветительская деятельность Иософаты Гордашевской скоро вышла за рамки украинской Галичины, сестринские миссии полетели в разные уголки мира с крупными украинскими эмигрантскими диаспорами, где существовала потребность в их беззаветной работе во славу Господа. Так первые миссии служебниц появились на Балканах, Канаде, Бразилии.
Напоследок Небеса своей любимой дочери послали тяжелое испытание – туберкулез костей, однако сстрашные физические боли не помешали матушке-настоятельнице продолжать свою активную миссионерскую деятельность. За три недели до Благовещения Пресвятой Девы Марии 1919 года Иосафата начала готовиться к встрече с Господом, пообещав молиться за тех, кто останется на этой грешной земле, и тихо отошла в день своего любимого религиозного праздника на сорок девятой году жизни. И хотя при жизни она не проливала кровь за веру Крестовую, найденные нетленными останки украинской благодеятельницы были перевезены в небольшую часовню в Генералати сестер-служебниц в Риме в 1982-ем, а через два десятилетия – официально причислена к рядам блаженных.