Именно так, архитектурно лестница (официально стала Потемкинской только в 1950 году), которая соединила Одессу с ее портом, действительно уходить в небо (по крайней мере на такой визуальный эффект рассчитывал один из создателей проекта, хотя кто именно, Авраам Мельников, Франческо Боффо или Потье с течением времени сказать трудно), со стороны города они ровной дорожкой погружались в голубые воды залива. При этом географически из-за капризов береговой линии они каскадом спускаются к на северо-восток, а не на юг согласно распространенному мнению.
Фактически лестница была вырублена в ракушняке по приказу турецких военных за долго до появления города и вела из крепости Ени-Дунья к порту и купальням у подножия высокого холма. Позже ее ступени для надежности одели в деревянные латы и только в 1841-м они получили облачения из триестского песчаника, который попадал в Одессу в качестве балласта европейский судов приходивших за золотом украинских полей.
Как символ Северного Причерноморья со статуей Дюка во главе, каждая власть пыталась ее использовать в своих целях во благо или во зло. Так красные советы пытались опорочить своих предшественников от царизма кадрами кинопленки Эйзенштейна, подав факт восстания на броненосце «Потемкин» с его пропагандисько-манипулятивными приемами исключительно в негативном свете: оттолкнутого восьмилетнего мальчика и неуправляемой прыгающей по лестнице коляски с мнимым младенцем, когда стройные ряды белой гвардии идут зачищать от восставшего народа порт (чего в реалии в такой форме не было).
В украинской культурной жизни Потемкинская превратились в наиболее узнаваемый символ юмористическо-кинематокрафичнои Жемчужины Черного моря, как дань наследственным традициям заложенных в начале ХХ века еще известный местный спортсмен Сергей Уточкин, который съезжал по ступеням на лыжах, велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Хотя в последнее время ввиду почтенного возраста памятника архитектуры действия приобрели более конструктивный и творческий подход – ежегодный забег на время для всех желающих (на сейчас рекорд составляет 22,8 секунды), различные перфомансы, кинопоказы, развлекательные мероприятия с фейерверками и выступлением артистов различных жанров…
Само сооружение настолько грандиозно и неповторимо, что заняло шестое место в рейтинге самых красивых лестниц Европы и получила почетное звание «Сокровище европейской кинокультуры». Ее увековечили в своих произведениях десятки, а возможно и сотни литераторов разных времен, стран, жанров. А самыми известными из них остаются Марк Твен с его романом «Простаки за границей, или путь новых паломников» 1869 года, где он зазвал ее «Гигантской лестницей» на Приморском бульваре и Жюль Верн да его роман «Упрямец Керабан» (1883), в которых главная визитная карточка Одессы награждена эпитетом «монументальная».