Тотемная украинская птица

Аист (укр. – лелека) – как много останется в сем слове: и запах родного дома, и первый крик младенца, и теплые лучи весеннего солнца, и древняя история родной земли… недаром он считается тотемной птицей украинцев еще с дославянских времен. Современные лингвисты подтвердили его происхождение от звукосочетания «эл(ь)» (ил / ол / ал / ул), которое в древнейших языках от древних греков и кельтов на европейской части мира было отличием высокого статуса. Оно и сейчас сохранилось в названиях стран, именах, особенно знаковых словах; саме тому главного славянского языческого бога звали Ярило.

Эта птица оберегала украинские просторы по обоим берегам Днепра задолго до появления наших предков трипольской эпохи, возможно именно тогда он стал отождествлением бога любви Леля – покровителя крепкой семьи, уютной дома и продолжения рода. И точно был тотемным для племен лелегов и пелазгов, что проживали здесь IV-II тысячелетии до н.э. Как дань генетической памяти и сейчас в народе поэтически изображают появление в семье младенца романтическим выражением «аист принес с Ирия (укр. – рай)».

Именно поэтому с этой птицей в народе связаны многие поверья и приметы. Так считается, что увидеть первого весеннего черногуза одного – остаться весь следующий год в одиночестве, а пару – к взаимной и искренней любви. А еще женщины, встретившие вернувшихся после суровой зимы птиц, бросали им хлеб или зерно вслед, чтобы в семейной жизни царили мир, согласие, здоровье, в поле и саду будет богатый урожай. Прилет аиста во время свадьбы предвещал скорое пополнение молодой семьи.

Для украинцев он так и остался священной дважды рожденным птицей («один раз – гладкое, второй – пушистое»), убийство которой в седые времена по закону приравнивалось к убийству человека, хотя Небесная кара могла догнать обидчика ранее земного правосудия – люди говорили, что за каждого погубленного аиста Бог заберет у убийцы собственного ребенка, а еще над селом пройдут затяжные ливни (чтобы их прекратить надо его похоронить в гробу, как человека). Хотя чорногузи и сами неплохо могли навредить за неуважение к себе, принеся во двор змею или сильно повредив крышу. Их плохих примет с ними связанных – внезапное оставление аистами собственного гнезда – к пожару или смерти в доме.

Именно поэтому хозяин дома, на крыше выл свое гнездо аист, пользовался общественным уважением и почетом, говорили: «в доме поселилось счастье, а оно не дается кому-нибудь». А еще в такой дом молния никогда не бьет, потому что Бог бережет своих любимых чад. Только им единственным из всех домашних животных и птиц по народному поверью можно давать человеческие имена и советоваться, как с членами семьи, наблюдая за их реакцией на загаданные вкусности или действия.

В аистов в украинском народном календаре есть даже собственный день – 24 февраля, когда они по-поверью начинают свой долгий путь из Ирия домой в Украину, открывая весенний птичий парад. Именно с их прилетом, который символизирует окончательное установление весны в своих правах и возвращения душ предков для защиты урожая, начинается посевная, а начали возиться в гнезде – время сажать лук. При первой встрече в году с ним кто имел деньги в кармане, будет иметь их весь год, а встретить летящую птицу – к интересным путешествиям.

Осенние аистовые приметы утверждают, что чем позже они улетят в Вир (заберут обратно с собой тепло), тем теплее будет зима. В целом же украинские приметы утверждают, что перед ненастьем птица стоит на обеих ногах и прячет голову под крыло или беспокоится, трещать клювом – к солнечному дню, долго кружит над гнездом – к ветру, стоит на одной ноге – к похолоданию.

24-02-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.