В украинских народных традициях тесно переплелись язицництво и христианство как гармоничный симбиоз и триумф толерантности мирного сосуществования и космополитизма нации всегда открытой для нового и почитающей древние верования предков. Прекрасным примером данного утверждения служит христианский праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии и одновременно языческий – третьей (после Сретения и Сорока Мучеников) встречи весны 25 марта.
Именно последний с древних времен у украинцев знаменовал окончательное торжествование весны над зимой и разрешение на начало полевых работ (до этого момента земледельческие хлопоты считались большим грехом). В этот день местная община собралась на традиционное ежегодное Вече с главным вопросом об определении порядка обработки полей или огородов семьям без кормильца (вдовам, сиротам и одиноким), землю которых вспахивали и засевали все вместе, в первую очередь, безвозмездно как залог согласия и сплоченности всех ее членов.
Еще существовала традиция в этот день выпускать на волю птиц из клеток, чтобы они могли присоединиться к своим родственникам, на крыльях которых по поверью тепло весны возвращается из далеких южных стран, неся с собой пробуждение жизненных соков природы (если до этого дня ласточки не вернулись – весна будет холодной ), что в символическом переосмыслены давать весне дорогу и «чтобы пели на свободе, Бога прославляли и просили счастья-удачи тому, кто их выпустил». Одним из ритуалов этого праздника было также выставление ульев и изгнание домашних питомцев во двор, как приветственной жест весне, потому как холодов до следующей осени уже не ждали.
С христианской же точки зрения Благовещение (Пречистая Дева Мария получила радостную весть о том, что она подарит миру Спасителя), как третье по значению после Пасхи и Рождества Христова, широко отмечается торжественными богослужениями и освящением просфоры, которую потом в хозяйстве пчеловод мешал с медом (чтобы пчелы роились), жнец крошил над пашней (чтобы зерновые колосились), скотник скармливал животным (чтобы скот родился). А еще в этот день был последним отдыхом перед началом весенних полевых работ по строгим запретом на любую физическую работу, как в народе говорили «птица гнезда не вьет, девица косу не плетет».
Конечно, с этим выдающимся днем в народе связывали множество примет и поверий: если девушка найдет первоцвет до захода солнца – быть ей замужней до конца года, найти пролесок – к большому счастью, а умыться водой из-под него – стать самой красивой.
Отдельно выступают украинские пророчества на погоду, среди которых первым идет отождествление благовещенской и пасхальной, а за ним: снег – к неурожаю, гроза – к богатому урожаю орехов, небольшой дождь – к большому количеству грибов осенью, солнце – к теплой весне, туман к наводнению , теплый день – холодная осень (и наоборот), заморозки означают будущий щедрый урожай, отсутствие облаков – к грозовому лету, а если дует холодный ветер – летом тоже тепла не дождешься.