Забытое трио Маренич

Мужчина и две красивые дамы – они стали настоящим открытием 1978 года, их трио влюбило в украинский отдаленные уголки Європы, аранжировке и исполнению Маренич завидовали самые талантливые, а нежелание выполнять прихоти оккупационной советской власти погрузило в бездну забвения навсегда.

Их певческий, тогда еще дуэт, фактически состоялся в Луцке образца 1971-го. Анна Сухорукова из Куйбышева (Московия) и Валерий Маренич из Кривого Рога раз попали на волну возрождения интереса широкой публики к фольклору, поэтому коллектив для придания своей музыке более полного и многогранного настоящего украинского звучания быстро пополнился третьей – Антониной, сестрой первой и женой другого.

Первая премия конкурса вокально-инструментальных ансамблей в Харькове того же года, и семь лет непростого пути на советское телевидение через препятствия, которые то и дело воздвигала московская оккупационная власть. Ошеломляющий успех, обеспечивший им славу далеко за пределами Украины, хотя их репертуар целиком состоял из аранжированных народных и авторских песен на украинском. Тогдашняя звезда советской эстрады, Муслим Магомаив, с завистью говорил, что хотел бы дать своим азейбаржанським песням такие же легкие крылья, как это сделали Мареничи.

Их «Чом ти не прийшов», «Ой, у гаю при Дунаю», «Несе Галя воду», «Ой, під вишнею», «Тиша навкруги», «Посилала мене мати» стали настоящими хитами. Студия звукозаписи «Мелодия» уже через год после первого появления на телевидении выпускает их пластинку, а Укртелефильм снял киноверсию.

Интрига, которую создали Мареничи своими национальными вышитыми костюмами, и ажиотаж с нехваткой записей в широком доступе только усиливались гаданием публики над тайнами родственных связей между двумя женщинами и мужчиной, а также регионом происхождения – за право называться их малой родиной неистово боролись «знатоки» с Галичины, Буковины, Волыни, Подолья…

Судьба отвела им лишь два года славы. А потом будут отказ выступать перед бонзами Национальных олимпийских комитетов в Москве и на официальном праздновании дня колхозника. Скандал попал в советские СМИ, ведь трио сопротивлялось всей оккупационной тоталитарной машине. В прессе их выставили предателями и быстро убрали с передовиц.

Ответ партийных бонз был безжалостным – ВИА Маренич, который официально был составляющей Волынской областной филармонии, запретили выступать за пределами области. Да, их аматорские перезаписи тайком расходились среди любителей и патриотов, но с широких теле и радиоэфира их простая и мелодичная украинская музыка исчезла. Кроме того по приказу сверху их свежий смонтированный фильм размагнитили, а через сплетни советская пропаганда доносила до простых граждан легенды об их «государственной измене» и «эмиграции в Канаду».

Десятилетия забвения, первые тяжелые годы украинской независимости с коммунистическими вождями у руля, общий упадок государственной интереса к культуре… Каждому участнику трио дали звание «народный артист Украины» в 2003-м, но Маренич это так и не возродило, в следующем году группа официально объявила о своем распаде. Так советская тоталитарная машина уничтожала украинскую культуру, даже на пороге своей смерти.

18-06-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.