Автомобильный австрийский мост в Яремче

История

Старый австрийский автомобильный мост в Яремче (опоры) Старый автомобильный мост в Яремче

Он возводился совсем для других, практических, целей, а стал молчаливым памятником империи, которой уже столетие не существует на карте мира, и надежным охранником двухсотлетней истории успеха Яремче, которое поглотило своего творца и стало крупнейшим туристическим центром Прикарпатья – опоры австрийского автомобильного моста через Прут и сейчас высятся между двумя современными сооружениями-братьями на южной окраине Яремче.

И хотя по данным Иосифинской метрики по состоянию на 1787 год в одном только южном приселке Доры уже проживало восемь семейств, полноценный путь Делятин – Яблоница начали строить только во время пребывания на посту станиславийского (ивано-франковского) старосты Францишека Краттера (в должности с 1821 по 1833 годы). Именно он стал главной движущей силой запуска его к реализации.

Тот проект южного пути помимо прочего предусматривал строительство моста через бурный поток Прута в районе небольшого селения Яремче. Он представлял собой каменные с ямненского песчаника несущие опоры с деревянным полотном проезжей части на вершине и оградой в стиле фахверк.

Опоре австрийского и новый железнодорожный мост Яремче Опоре австрийского и новый железнодорожный мост

Неторопливая реализация, что было связано с отсутствием крупных коммерческих интересов так как поместий в то время в долине было мало из-за ограниченности пахотной земли, а другие виды промыслов еще не были достаточно развиты, продолжалась еще четырнадцать лет после ухода Краттера. На момент окончания работ (1847 год) в районе Тропы Довбуша уже существовало несколько частных вилл.

Когда ценность карпатской древесины и перспективность курортного направления Прикарпатья для Австро-Венгерской империи превысит расходы на строительство железной дороги в нескольких десятках метров от яремчанского автомобильного моста появится один из крупнейших железнодорожных виадуков Восточной Европы – полностью каменный он был одним из ключевых элементов участка Делятин – Вороненко открытой в 1895-ом.

Не пройдет и двух десятилетий, за которое Яремче успеет уверенно войти в реестр туристических центров Карпат, и Первая мировая война 1914 – 1918-х на годы остановит развитие края, в том числе из-за разрушения транспортных магистралей в районе Яремче бежавшими московитами в 1917-ом (железнодорожный акведук был взорван, а деревянное покрытие, уже автомобильного, моста – повреждено).

Основы южной колонны старого австрийского моста Основы южной колонны старого моста

Польская республика, под властью которой из-за предательства европейскими союзниками оказались эти украинские земли в период интербелуму, возобновила обе связующих звена курортно-дачного поселка с «большой землей» уже в начале 1920-х, что не составило особого труда с автострадой, но железнодорожному довелось почти десятилетие довольствоваться временными металлическими конструкциями вместо самой большой арки арки.

Затем начатая Москвой и Берлином Вторая мировая 1939 – 1945 годов огненным смерчем прокатится через украинскую землю, старые яремчанские австрийские мосты вновь частично будут разрушены.

Оккупационная советская власть через некоторое время из-за капризного характера Прута решит построить новый автомобильно-пешеходный железобетонный значительно более высокий участок трассы Делятин – Яблуница через бурный поток, а опоры старого – оставит на волю времени.

Южная опора австрийского автомобильного и новый железнодорожный мост в Яремче Южная опора австрийского моста в Яремче

Однако местный песчаник и австрийская техника, кроме привлекательного эстетического вида, оказались гораздо крепче инженерных достижений советских временщиков – те давние подпорные колонны и сейчас украшают современный город, а московское новшество часто приходится капитально ремонтировать.

Архитектура

Две двухуровневые тумбы с ямненского пещаника представляють собой в плане сильно вытянутые овальные колонны, покоящихся на каменном фундаменте русла реки Прут на расстоянии нескольких метров от берега между новыми железнодорожным и автомобильным мостами на южной окраине Яремче.

Кроме интересной общих формы самих опорник конструкций (двухуровневый вытянутый овал, который постепенно уменьшается) из тесаного нешлифованного камня они украшены на верхнем ярусе усиленными гранеными углами, а по бокам для усиленных кронштейнов деревянных элементов дорожного полотна из камня сделаны специальные объемные уступы, которые сейчас, без выполнения функционального назначения, больше похожи на элементы декора.

Дополнительная информация

Место расположения: Ивано-Франковская обл., г. Яремче, ул. Свободы (южная окраина).

Как добраться

Автотранспортом по трассе Н09 (Мукачево – Ивано-Франковск – Львов), которая в южной части Яремче пересекает Прут по новому автомобильному пути.

Общественным транспортом до авто / железнодорожного вокзалов Яремче, а затем вдоль улицы Свободы до современного моста, рядом с которым среди речного потока высятся опоры старого австрийского.

Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram