Первые три десятилетия ее жизни больше напоминают сногсшибательный приключенческий роман, нежели историю жизни украинской благородной девушки, которая появилась на свет 3 марта 1888 года в счастливом браке графини Марии-Клары из старинного испанского рода де Кастро Ласерда Мединасели и польского графа Анджея Ежи украино-польского рода Дуниных-Борковских (причем о последнем корне он пытался забыть, подчеркивая именно принадлежность к украинской аристократии).
Возможно, если бы мать Кармен-Альфонсы-Фернанды-Эстрельи-Наталени (как крестили малышку) не умерла при родах, ее жизнь сложилась совсем по другому… А так, после похорон жены в Испании отец вернулся на родину в свое родовое тернопольское имение в Великих Борках, чтобы оставить младенца на руках своей матери, Теофилы Борковской, а самому отправиться на археологические раскопки сначала в Африку, затем – Цейлон.
Наталена же через пять лет вновь вернулась в испанский поселок Кастрильйо-дель-Валь, когда ее украинская бабушка умерла – ее на воспитание забрал брат умершей матери, Эухенио – старшина королевской гвардии. Дядя отправил ее на воспитание в расположенный рядом монастырь Сан Педро де Карденья, где она родилась. Двенадцать лет сестры учили девочку кроме программным археологии, истории, медицины, музыке, языков и философии христианским милосердию и самопожертвованию. А когда гостила у испанских родственников дядьев, Эухенио и супруг маминой сестры, натаскивали барышню в конной выездке и фехтовании (кроме того она при необходимости могла сама подковать коня).
Вторая жена отца, чешская графиня Людмила Лось, несмотря на попытки испанских родственников обеспечить девочке церковную карьеру, настояла, чтобы после своего совершеннолетия Наталена вернулась в Киев, где жили супруги Дунины-Борковские, и продолжила светское образование сначала в Киевском институте благородных девиц с частными уроками у украинского композитора Николая Лысенко, а затем – Петербургском археологическом институте, который окончила с докторской степенью, и Академии искусств со званием свободного художника.
Между тем отец с мачехой подыскали ей жениха, ротмистра русской армии Кисилевского. Но не в ее характере было идти против своей совести, тем более, что кроме двух высших образований в ее реестре кроме знания родного языка было свободное владение арабским, испанским, латынью, итальянским и французским. Свободолюбивая барышня убегает вместе с французским театром в Париж. Оперная карьера, археологические раскопки в Египте и Помпеях, путешествие европейскими странами… и Первая мировая война.
Наталена возвращается в Киев, где на ее руках умирает тяжелобольной отец. При невозможности вернуться на Запад, девушка вступает в ряды Красного креста медсестрой, где получает солдатский крест «За храбрость», пять ранений, тиф, глухоту на одно ухо, хромоту… и первую любовь своей жизни, князя Искандера Гакгаманиш ибн Куруги из рода персидских царей Ахеминиди, который воевал в мусульманской «Дикой дивизии» российской армии. Однако их брак продлился всего несколько месяцев, и князь погиб в бою, оставив ей на память своего сына от предыдущего брака.
С войны она возвращается к мачехе в революционный Киев, и вместе они выезжают в составе дипломатической миссии Украинской народной республики в Чехию, но во время посещений родственников в городе Красном на Львовщине Людмила умирает, и Наталена прибывает в Прагу сама с приемным сином.
Там, в далеком городке Мельник недалеко от столицы, она на наконец обрела покой во втором браке с украинским писателем и политическим деятелем Василием Королив-Старым после советско-польской оккупации Украины. Супруги воспитывали еще и сына Василия от первого брака.
Они вместе в мире и согласии прожили два десятилетия, ведя просветительскую деятельность, раскрашивая церкви, работая на литературном ниве, пока в дверь дома Короливых не постучала Вторая, начата Москвой и Берлином, мировая война. В 1941-ем у Василия не выдержало сердце после допроса в гестапо, он умер на руках у своей Кармен. А она, пережив своего любимого мужчину на четверть века, дождалась встречи с ним на небесах. Они так и покояться вместе, как шли по жизни,на кладбище святого Вацлава города, где были такими счастливыми.