Шел 1618 год на Московии одновременно существовало два царя: никогда не бывавший на мокшанских болотах наследник польского трона Владислав Ваза (избранный семибоярщиной в 1610-ом) и местное хилое ничтожество, Михаил Романов – ставленник Земского собора выбранный тремя годами позднее.
Дипломатический польско-московитский поединок длился четыре года, пока сложился относительный паритет – Романов со своими войсками забаррикадировался в Москве, поляки военным лагерем стали под Вязьмой, ни одна из сторон не имела преимущества для одержания победы или веских аргументов для перелома ситуации в свою пользу.
Чтобы склонить военную фортуну на свою сторону (для этого по законам войны – иметь минимум двукратное преимущество над оборонящимимся) поляки решили применить обычное действенное средство – силу Войска Запорожского во главе с Гетманом Петром Конашевичем по прозвищу Сагайданый, полученным в Сечи за точную стрельбу из лука. Взамен казаки должны были получить: увеличение казацкого реестра (в то время насчитывал лишь тысячу человек), юридическое признание за запорожцами большой украинской территории, возвращение православной иерархии и денежное вознаграждение (Ольшанское соглашение от 28 октября 1617 года).
В запланированной на лето-осень следующего года Московской операции казаки получили относительную свободу действий, поэтому Сагайдачный решил вести свое мобильное двадцатитысячное войско с семнадцатью легкими орудиями сразу на Москву через Путивль, по дороге захватив Рыльск, Ливне, Елец, Лебедянь, Данков.
Главное сопротивление украинцам должно было оказывать московское войско во главе с так называемым «спасителем 1612-го», князем Пожарским, но не сложилось – «бравому воину» при одном упоминании о встрече лицом к лицу с запорожским Гетманом стало нехорошо, поэтому он вместе с своим войском бежал куда глаза глядят. Его преемник князь Григорий Волконский наследовал традиции своего предшественника. Путь на столицу мокшанских болот был свободен.
В конце сентября запорожцы уже были у стен Донского монастыря. Испуганный московский царь направил последнюю надежду, воеводу Василия Бутурлина. Вот только и этот хваленый воин на герце против Сагайдачного был наголову разбит и выжил только благодаря защите своих доспехов. Войско Запорожское спокойно продлило свой марш на воссоединение с польской армией возле Тушино, по дороге захватив еще Каширов и Касимов.
За три часа до рассвета 11 октября 1618 года самый ужасный кошмар московитов, которые и так последние месяцы жили в постоянном страхе перед казацкой угрозой, стал реальностью – польско-украинское войско атаковало город, в считанные часы пробив себе путь к Арбатским воротам в восьмистах метрах от Кремля, который оставался единственным на защите Романова и иже с ним.
Но, когда Бартоломий Новодворский уже готовился подложить взрывчатку под последний бастион и был ранен, казацкое наступление остановилось и войска отошли. Затем будут Деулинское четырнадцатилетнее по условиям перемирия 11 декабря того же года, по жестким условиям которого Владислав оставил за собой титул московского царя с возвращением в подчинение Польше чернигово-северской и смоленской земель (нарушен за год до истечения срока действия золотоордынским улусом), трехмесячный путь казаков в родной Киев, полное невыполнение поляками условия возвращения православной иерархии и увеличение реестрового казачества лишь до трьох тысяч при фактической численности в шесть раз превышающей эту цифру.
Современные историки до сих пор не могут назвать точной причины остановки запорожского войска 1618-ого, когда Москва готова была пасть: возможно это была банальная неудача, или слухи о несоблюдении союзниками своих обещаний, а может тайный расчет Гетмана, чтобы лишить в конечном итоге существенного преимущества одного из двух извечных противников свободной Украины…
Хотя Сагайдачный с помощью запорожского посольства Петра Одинца в Москву сам решил украинскую религиозную проблему в начале 1620 года через уполномоченного константинопольским патриархом Тимофеем II, патриарха Иерусалимского Феофана ІІІ, прибывшего с официальным визитом в Киев для восстановления православия на древнерусской земле.