Интересным остается факт, что в современном мире на старошведском говорят только в небольшом украинском селе на Херсонщине. Причем не только разговаривают, но и активно популяризируют среди многочисленных иностранных туристов, которые приезжают сюда в поисках своих корней, с научными исследованиями или просто из любопытства. Когда-то оно называлось Gammalsvenskby (укр. Старошведское), а сейчас, после объединения с тремя соседними бывшими немецкими, стало восточной частью села Змиевка.
Потомки тех шведов, которых власть царицы-самозванки Екатерины II в добровольно-принудительном порядке переселила в 1782 году с их уютных домов на острове Даге (оккупированные Московией по Ништадтскому соглашению) в бескрайние украинские степи. При этом в качестве одного из стимулов царскими глашатаями расписывались те новые прекрасные домики на живописном берегу полноводного Днепра, которые якобы ожидали…
Желающих перебраться на плодородные земли с более мягким климатом насчиталось в то время аж тысячу двести человек, но половина из них так и не увидела Украины, погибнув по пути к новой родине, вторая же по прибытии к месту назначения нашла лишь чистое поле (ни домов, ни садиков, ни возделанной земли) и немцев, с которыми у них и на родине были религиозные споры – московиты, в «лучших» своих традициях просто солгали и бросили шведских переселенцев на произвол судьбы.
Часть из обманутых вернулась назад, а оставшиеся (численность не достигала и полторы сотни) занялась вместо запланированного для них правительством незнакомого им земледелия своим исконным занятием – рыболовством, благо рыбы в Днепре было вдоволь. Шведские корни держали вместе крепкую общину, трепетно хранившую свои языково-культурные традиции, при этом найдя взаимопонимание с соседними немцами, пастор-протестант которых даже взял их общину под свою опеку при отсутствии собственного священника, читая проповеди по старошведским книгам, привезенными их предками – это второй любопытный факт.
Затем московские оккупационные власти под триколорами, а затем – красными флагами устроят украинским шведам настоящую проверку на прочность, сначала отменив им царицы льготы в том числе на свободу вероисповедания (после этого восемь сотен членов общины эмигрировали в Канаду), затем Первая мировая с преследованием и большевистский переворот, заставивший остальную общину вернуться на историческую родину (большинство осело на шведском острове Готланд). Вот только не всем потомкам тех давних переселенцев понравилась родина предков, и часть из них (120 персон) вернулась на родные днепровские берега в 1929 году в оккупированную красными Украину (это третий).
На том испытания московитами не остановились: атеистические гонения, голодомор 1932 – 1933 годов, Вторая мировая война, принудительная русификация Украины… но община устояла, чтобы вместе с украинской независимостью 1991 вернуть себе право на прошлое. Сейчас немногочисленная змеевская шведская диаспора численностью до двух сотен человек является единственной в Восточной Европе (в-пятых).
Интересно, но в водовороте непростых времен потомки суровых викингов, которых в 2008-м даже почтила своим присутствием королевская чета Карла XVI Густава и Сильвии (шестой факт), не растеряли ни память о своих корнях, традициях, языке, ни щедрости души – сейчас они свободно делят свою церковь с местной православной общиной – седьмой интересный факт.