Сочетание высоких скалистых Карпатских гор, густых смерековых зарослей и тонкого голоса бесконечного множества источников… что может быть более благодатной почвой для рождения всякого сверхъестественного, что сквозь зыбкое марево мистического муара порой превращал обычного человека в почти полубога.
Их имена, хоть в голос лишний раз пытались не произносить, знали все вокруг, ведь слухом украинская земля полнится стократным эхом отбивающимися от стен глубоких каньонов. Имя им легион, часть их фамилий со временем превратилась в синоним «ворожбитов»/ru/3388/gadalki-povelitelnitsy-tain-proshlogo-i-budushchego или непростых. У каждого из них свой дар, у кого-то наследственный, у кого-то приобретенный, но все они как бриллианты выделяются на сером покрывале обыденности.
Так род Дарадудов до сих пор хорошо известен в гуцульских селах, к нему принадлежали самые известные с древних времен знахари, непростые, вещуны… некоторые на стороне добра (к ним ходили лечить тело и душу), некоторые – зла (не зря в ворохтянских домах и сейчас в качестве бытового проклятия часто звучит: «схватило б тебя как дарадуду»). Главная же связанная с этим родом легенда утверждает, что на похоронах одного из его представителей, когда люди несли гроб с телом, ниоткуда налетел страшный ураган, вырвал печальную ношу из рук, отнес к огню и шлепнул о земь. Испуганная община разбегалась кто-куда, а страшный ветер исчез, как не было.
Долго никто не решался приблизиться к тому телу в опасениях нового появления страшной вьюги, впрочем порешили выкопать яму прямо рядом с покойником и там его похоронить, не касаясь руками. Так и сделали: тело предали земле по христианскому обряду, но душа того Дарадуды, что наверное много греха приняла на себя за жизнь, так и не смогла уняться – место захоронения осталось проклятым, кто не шел мимо, потом тяжело болел, а скот вообще погибал.
А еще в Зеленой (возле Надворной) жил совсем недавно известный знахарь по фамилии Мадар, который заклятием лечил любые
тяжелые недуги, но лишь тогда, когда все прочие врачеватели уже от человека отказывались. Платы никогда не брал, просил лишь никому не рассказывать о сотворенном им добре, но люди есть люди – слухи передавались из уст в уста. Да и сам он иногда любил пошалить – взберется на высокий пень на пригорке под самый сенокос, когда люди на лугах, да и высверкивает глазищами. Тут как тут из щелей, из-под камней, из-за кустов повыползают многочисленные змеи, и как котята ползают перед мольфаром, пока он не прогонит их прочь. Были другие…
Не только избранным людям давалась та сверхъестественная сила, гуцулы говорят, что части кошек, лягушек, змей… – это и есть перевоплощены «непростые». Кто-то из них оберегает дом от дурного глаза и зла, кто-то – наоборот. Вот только по народным поверьям появление ряпухи – всегда к беде, от ее появления даже огурцы в банках покрываются слизью, которой покрыта она сама. Для защиты от чар земноводного стоит лиш посыпать ее горячей золой и не касаясь выбросить подальше.