Истоки праздника Калиты (13 декабря) хранятся где-то в глубине до христианских времен, откуда идут его традиции гадания и веселых гуляний молодежи с хлебом-сонцем. Хотя с распространением христианства украинскими просторами он приобрел несколько иное содержание, как дань памяти о том, кто предсказал великое будущее городу на киевских холмах, Андрею Первозванному, первому проповеднику христианства на украинских землях.
Фактический этот праздник юношей, ведь это был единственный день года, когда парней нельзя было ругать за любые проказы, а лишь сладко кормить и прощать все шутки. Поэтому готовиться к празднику девушки начинали заранее – сначала избирался дом для вечеринок на Андрея, где днем 12-ого они собирались все вместе со своими съестными сокровищами, чтобы помочь гостеприимной хозяйке в приготовлении вкусного ужина для парней.
Главным блюдом и одновременно центром будущего развлечения становилась Калита – круглый или солнцевидный сухой сладкий хлебец с дырой посередине, который сначала вымешивали все присутствующие девушки по очереди начиная от самой старшей. В его тесто добавляли мед, сушеную вишню и изюм. Сверху его украшали сахаром или маком и выпекали до твердого состояния.
Вечеринка на Андрея начиналась, когда на украинскую землю спускались сумерки и вся молодежь собиралась в гостеприимном, празднично убранном доме. Главным развлечением становился обряд с калитой, который привязанным через дыру внутри одним концом красного пояса или ленты перекинутой через колыбельный крюк в сволоку подвешивали высоко под потолком под пение и призывы к солнцу вернуться на землю.
Другой конец пояса (ленты) держал так называемый «господин Калитинский» (самый шустрый, остроумный, острый на язык и ловкий среди молодцев). Тем временем на полу комнаты раскладывались рогатины и кочерги, между которыми танцевали все остальные парни так, чтобы не наступить. Победившие в танцевальном поединке с домашней утварью седлали кочерги (коцюби), превращаясь в второго персонажа действа, «господа Коцюбинского».
Далее эти два «уважаемых пана» с шутками-прибаутками разыгрывали сценарий, по которому «Калитинский» пытался помешать подпрыгивающему «Коцюбинскому» укусить Калиту, поддергивая за свой конец пояса (ленты) на котором висел хлебец и разными шутками заставляя смеяться своего оппонента, что делал невозможным сконцентрированный прыжок последнего. Если «господину Коцюбинскому» удавалось-таки укусить праздничный хлебец, он получал почетное звание «Андрея», и наступала очередь следующего претендента на это звание.
Совместные вечерницы заканчивались застольем и песнями, после которых парни шли готовить будущие хлопоты красавицам: снимали калитки и ворота, вынимали стекла из окон, вредили засовы на сараях, хлевах, погребах, залепляли стекло бумагой…
А для девушек наступало решающее время, когда можно было гаданием предсказать имя суженого и свою будущую судьбу:
- бросив сапог во дворе через ворота можно было узнать откуда придет жених (он указывал направление носком);
- с помощью веточки мирта, кольца, цветка, куклы спрятанных под разными тарелками можно было выбором одной наугад предсказать будущее на год вперед (кольцо – женитьба, кукла – измена, мирт – расставание, цветок – девичество);
- выпеченные заранее «балабушки» (булочки на простокваше) девушки раскладывали на пороге дома и выпускали голодную собаку – хозяйка той, что будет съедена первой скоро выйдет замуж;
- по горстке земли со двора можно было предсказать профессию будущего мужа: камешек – каменщик, перо – ученый, щепка – плотник, гвоздь – кузнец, без примесей – земледельец, кроме того уголь пророчил плохой брак, нитка – хороший;
- по количеству дров в вязке определяли быть ли свадьбе в следующем году – парная – да, не парная – нет.
А уж дома наедине каждая девушка проводила последний обряд в полночь, пытаясь в зеркале со свечами по сторонам рассмотреть лицо того, кому судьба назначила быть ее мужем, произнося магический призыв: «Святой Андрей, помоги, суженого моего покажи!» Или ставила ли под кровать миску с водой, которую покрывала доской-«мостиком», чтобы жених пришел во сне. Еще можно было на сон съесть пересоленную «балабушку», и по поверью суженый в царстве Морфея спасет свою возлюбленную от жажды.