Мрачные стены старинного замка, притаившегося среди чащи смерек у подножия седых Карпат. От одного взгляда на них душу сковывает леденяще-липкий безотчетный ужас от скрытых за ними страшных тайн и количества людской крови пролитой в жестоких битвах за владение ими. Это острое ощущение не смогли смыть или хотя бы немного приглушить ни обильные дожди-росы, ни плотная пелена времени, которая отделяет сегодня от тех далеких событий.
Лязг меча о меч, скрип кожи под тяжелыми доспехами, ржание испуганного коня, последний хрип умирающего… кажется, иногда отголосок этих звуков и сейчас слышится в предрассветной мгле Сент-Миклоша, хотя прошли уже века с его последней настоящей битвы. Он до последней подробности помнит те страшные дни 1657-го, когда в наказание восставшим воинам Дьордя ІІ Ракоцы рейтары князя Любомирского разрушили его почти до фундамента, и когда во время бурных событий освободительной войны 1703-1711 годов здесь стоял лагерь Ференца Ракоци II.
Многие враги хотели бы знать тайну Сант-Миклоша, который то и дело выдерживал осады и поднимался из пепла, чтобы на заре третьего тысячелетия служить лучшим летописцем собственной истории. Страшная находка во время реконструкции 1839-го чуть-чуть приоткрыла завесу тайны – за столетней кладкой рабочие нашли замурованные заживо человеческие останки мужского пола.
Ведь в Средневековье среди власть имущих ходило поверье, что дух замурованного живьем при строительстве крепости воина будет защищать ее от врагов на другом, значительно более высоком уровне где-то между двух миров. Хотя по другой его версии сакральной жертвой должна была стать девственница, духовные чистота и неприкосновенность которой должны были передаться твердыне, и Высшие силы помогали бы ей зберегтись от врагов-агрессоров.
Хотя поверье-поверьем, но безопасность Сант-Миклоша всегда стояла для его хозяев в наивысшем приоритете: земляные валы, рвы, паланки, бастионы, создававшие несколько линий защиты. Но кроме всей этой видимой постороннему глазу фортификационных сооружений были, как утверждают легенды, и разветвленная сеть подземных таинственных ходов на случай осадки и, не смотря на все хитрости военной науки защиты, возможного захвата цитадели. Один из них вел к расположенной на расстоянии полутораста метров местной Николаевской церкви, хотя в новейшие времена, с упадком крепости как оборонительное сооружение, оба его входа замуровали.
Правда на случай атаки подземные ходы вели не только наружу, за стены укреплений, само замковое сооружение – это целый лабиринт тайных ходов-переходов, связывавших между собой разные помещения, причем на разных этажах, при последней реконструкции, когда его временным владельцем стал художник Иосиф Батош. А сколько еще страшных тайн берегут эти суровые стены…