Николай Ивасюк вошел в анналы истории искусства вместе с другим выдающимся представителем украинской школы исторической живописи, Ильей Репиным, как основатели монументального стиля передачи славного прошлого Руси-Украины – первый своим полотном «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев», второй – картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
…Простой парнишка с Буковины, сын плотника, видимо и подумать не мог, беря бесплатные уроки рисования у местного учителя, Юстина Пигуляка, что талант обеспечит ему место в Венской, а затем, как студенту-отличнику, Мюнхенской академиях искусств, европейское признание, собственную художественную мастерскую в Черновцах и классами в Народном доме.
Несмотря на очень привлекательные предложения жить и работать в уютных условиях Западной Европы, творческая натура Николая Ивановича просто не могла существовать за пределами родных просторов – ну где бы он еще черпал вдохновение, чтобы создать свою всемирно известную «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев», если не в Украине? Сила и дух полотна, которое художник создавал в течение двух десятилетий, на столько передавали саму сущность украинской души, что его копия в начале ХХ века была почти в каждом украинском доме, как самая ценная реликвия, вместе с томиком стихотворений Шевченко.
Он вернулся на Буковину, чтобы создавать свои шедевры. Развязанная Москвой и Берлином Первая мировая разрушила старое мироустройство в Украине, а Ивасюк в 1914-ом оказался в плену царской армии как «немецкий» агент с высылкой в оккупированный Ростов, где его удерживали долгие годы, где его удерживали долгие годы, пока дом Романовых не рухнул вместе с их империей. Конечно же патриот до мозга костей он радостно приветствовал восстановление украинской независимости 1918 года и как исторический художник пытался запечатлеть каждый миг этого невиданного поднятия украинского национального духа и сознания. Почтовые марки, портреты, зарисовки быта Сечевых Стрельцов и солдат Украинской Галичской армии…
В 1919-ом талантливый художник смог вернуться в Галичину, которая очень быстро оказалась под польскими властями. Давление оккупации на столько подавляло искреннего патриота, что он радостно согласился в 1925-ом на коварное предложение московитов вернуться в советскую Украину с главной приманкой в виде должности преподавателя в Киевской академии искусств.
Отговаривание от этой ловушки друзей, в том числе профессора Евсевия Липецкого, получившего аналогичное предложение, не помогли. Николай Ивасюк в следующем году вернулся в Украину вместе с семьей. Вот только радужные нарисованные лживыми московитами перспективы растаяли в бреду ужасной советской оккупационной реальности, где ему не нашлось достойного места, ведь целью власти было лишь его возвращение без права покинуть коммунистическую клетку (активно программа заманивания выдающихся украинских деятелей в СССР для «отбеливания» их образа озверевшего люмпена в глазах мира действовала во второй половине 1920-х).
Кафедра Всеукраинской академии искусств, пресс-бюро Всеукраинского фотокиноуправления, запрет на деятельность… это было только начало пути советской репрессивной машины, которая должна была закончить то, что не доделал устроенный Кремлем искусственный голодомор – уничтожить как можно больше украинцев в надежде на не возрождение свободного духа нации. В те страшные 1930-е многие представители отечественной интеллигенции были замучены и уничтожены; за Николаем Ивасюком НКВДовские опричники пришли 18 сентября 1937-го. Пытки, издевательства, содержание в камере смертников… трагическая развязка наступила в полночь 25 октября, легенду украинской живописи московские палачи расстреляли, а с ним канула в Лету целая эпоха.