В глубинке жилой застройки всего в нескольких кварталах от нарочито-пышного черновицкого центра спрятана средневековая иезуитская храмовая жемчужина, хотя она такова скорее по духу, чем по существу, ведь всемогущее Время не отсчитало и двух столетий с момента ее появления на свет. Возможно, относительно молодой как для религиозного сооружения, возраст и спас ее от уничтожения в темные времена советской оккупации с ее атеистической борьбой.
И были у костела и две собственные небольшие часовенки – одна под основным храмом, другая – слева от него. Две часовни, а такая разная судьба…
Предыстория первой начинается на полях буковинских боев Первой мировой вины 1914 – 1918 годов, жертвами которых становились воины всех противоборствующих армий. Во времена интербелума при поддержке румынского правительства в том числе на Буковине действовала программа по поиску и торжественному перезахоронению погибших под руководством общества «Культ героев». Местом такого последнего земного приюта в Черновцах должна была стать территория прилегающая к местному иезуитскому храму.
И все бы ничего, но Вторая мировая война с молчаливого согласия Мира отдала украинские земли под оккупацию московских беспринципных карателей, которые всегда не слишком-то утруждали себя соблюдением каких-либо человеческих норм морали. Так, когда из храмового сооружения по приказу советской власти были изгнаны последние христиане, а само сооружение начали варварским способом пристраивать под архив (лаги для железобетонных перекрытий вбивались прямо в когда-то полихромные стены, выбиты уникальные витражи для удобства доставки стройматериалов и мебели, сбит лепной декор, испорчена и разворованная церковная утварь), кладбище под стенами здания стало очень мешать внедрению этой инициативы самим своим существованием.
Тогда с чьей-то легкой руки и появилось решение о повторном перезахоронении или имитации оного погибших в подземной крипте костела. Очень скоро исполнители отчитались о удачном разрешении дела перед своим руководством: эксгумация проведена, остатки опущены в подземелье и замурованы кирпичной кладкой. Вот только местные жители, а опираясь на их свидетельства и историки, отрицают, что эта процедура вообще имела место быть – московские оккупанты просто убрали и вывезли в неизвестном направлении надмогильные памятники, а землю сверху над могилами – разровняли. О том грязном деле, так еще и не выясненном до конца, сейчас напоминают лишь кое-как сложенная кирпичная стена в подвале храма и советская табличка рядом с ней, утверждающую, что в той замурованной часовне перезахоронены шестьдесят воинов-поляков.
История же второй часовни в честь святого Антония, которая когда-то занимала свое место слева от центрального фасада костела Сердия Иисуса, еще более печальна и тоже связана с красными безбожниками – после советской оккупации в опустевших ее помещениях нашла свое пристанище обувная мастерская Мошко. Окна бывшего сакрального сооружения, где целыми днями работал мастер, выходили прямо на центральный вход главного местного центрального управления Комитета государственной безопасности.
Конечно же такое положение крайне раздражало «товарищей в погонах», за Мошком (который к тому же был евреем по национальности, что увеличивало его подозрительность в глазах чекистов) все время велось наблюдение. Напряжение вокруг сооружения нарастало, пока одной ночью оно просто не исчезло – на утро удивленные черновчане увидели только остов каменного фундамента, где еще вчера была швейная мастерская. КГБисты, как всегда тайком, ночью организовали уничтожение святыни, кстати как и две статуи, Яна Непомуцкого и «Пиеты» (первоначально украшала центральную городскую площадь), перед бывшим входом костела в рождественскую ночь 1950-ого.