Прекрасная дама. София Батори

Она пришла в этот мир, чтобы властвовать и покорять мужские сердца, ведь только по праву рождения во влиятельной семье венгерских аристократов она имела все, что пожелает сердце, а от Небес получила необыкновенную красоту и обаяние, которые подарили ей абсолютную власть. Любимая единственная дочь Андраша Батори и полячки Анны Закреской, прекрасная София, с детства была окружена роскошью дворцовых залов.

Домашнее образование с уроками религии, чтения, письма, домохозяйства… и уже подростком благородная очаровательная красавица с огромными глазами сводила с ума всех лиц мужского пола от мала до велика. Конечно, девичье сердце не долго оставалось свободным, ведь в числе ее страстных поклонников особняком выделялся Дьердь II Ракоци, сын влиятельной и осень зажиточной семьи трансильванских князей Ракоци.

Брак по взаимной любви, что аристократических кругам того времени было абсолютной диковинкой, потребовал от тринадцатилетней Софии незаурядной жертвы и мудрости (согласно толкованию ее греческого имени) – перехода из католицизма в протестантство по требованию отца жениха. Она потом всю жизнь будет искупить эту вину тайным соблюдением обрядов, поддержкой католических священнослужителей и костелов, но так и не простит свекру и свекрови этого принуждения, не смотря на то, что с легкостью получила благословение своей любящей матери на брак смену веры (отца она потеряла в семилетнем возрасте).

На пышной свадьбе, имевшей место 3 февраля 1643 года в замке Фехервар, присутствовали такие уважаемые лица европейского политикума, как император священной Римской империи Фердинанд III, польский король Владислав IV Ваза и дож Венеции Франческо Эридзо. Молодой без памяти любил свою младше на семь лет супругу, большое приданое которой (состояло в том числе из замков Сант-Миклош в Чинадиево и Шоймо) было для него при собственном огромном капитале лишь приятным бонусом. Но финансовые дела семьи и всей страны были сосредоточены целиком в руках его матери Жужанны Лорантфи, руководившей ими из Шарошпатака.

Переезд в столицу Трансильвании, ведь Дьордь еще до бракосочетания принял наследственный княжеский титул с благословения своего отца, Дьордя І, и должен был исполнять обязанности губернатора. Здесь же в 1644-ом родился первенец сановных супругов, Ференц, здоровье и благополучие которого стали главной заботой жизни Софии (позже родился второй их сын, но умер маленьким).

Еще через четыре года старый князь умер, оставив Дьордю II и его брату Жигмунду огромные имения и денежное наследство, хотя и то и другое остались полностью под прямым управлением Жужанны, с которой невестка была не в лучших отношениях и общалась лишь по необходимости и только перепиской. Отдельным пунктом завещания обсуждались условия претендования Софии Батори на долю трансильванского наследия только при продолжении пребывания в кальвинистской вере.

Дьордь ІІ не послушал увещеваний жены и по поводу отказа от Польского похода 1657-го, фактически ставшего началом князевого конца в результате сокрушительного поражения его войск. В течение трех лет один за другим идут в лучший мир мать Софии, ее свекровь и любимый супруг в битве при Сасфенеше, – так в 1660-ом она остается сама с несовершеннолетним Ференцом в Мукачевском замке.

Вместе с тем это стало ее психологическим освобождением от тяжелого бремени религиозных и эмоциональных уз, которые наложила на нее семья Ракоци – она быстро возвращает сына на путь католицизма, передает мукачевский монастырь в подчинение Ватикану (ранее принадлежал православному епископату), финдирует местный костел, приглашает иезуитов в город с обустройством в так называемом «Белом дворце».

Через шесть лет для укрепления положения трансильванская княгиня Батори организует союз своего сына, единственного наследника престола, с дочерью бана Хорватии, Илоной Зрини, в браке с которой родилось два сына, Юлиан и Ференц II. Именно они стали для своей бабушки светочем в окошечке, им же она завещала все огромное наследие князей Ракоци. Ведь ее единственный любимый сын Ференц после позора и почти казни за участие в заговоре Вешелени против австрийского правительства (его спас оплаченный матерью двухтысячный выкуп) умер при загадочных обстоятельствах еще в 1676 году.

И при этом София Батори остается не только властной и решительной хозяйкой, умело управляющей своими имениями железной рукой (как доказательство – ее использование тактики «кнута и пряника» в подавлении на своей земле восстания Кенде), но и привлекательной женщиной, которая в свои 45 едва не стала поводом к разводу князя Михая Апфи с Анной Борнемиса.

Затем будут: восстание курунцев, мезальянс невестки Илоны Зрини с их вожаком, графом Имре Текели… смерть и захоронение рядом с сыном в иезуитском костеле Мукачево в 1680-ом. Так закончилась жизнь прекрасной благородной дамы, пронесшей крест испытаний своей судьбы с гордостью до конца.

17-02-2022 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.