Черновицкие корабельные легенды

Казалось бы где Черновцы, а где это море? И действительно, минимальное расстояние по прямой от сухопутного города до самой северной координаты Днестровского лимана превышает 380 километров, до бурных черноморских глубин же — и восе четыре сотни; даже более-менее полноводная река Прут обходит его лишь краем. Но это нисколько не помешало появлению в самом сердце буковинской столицы, среди плотной городской застройки настоящего корабля с носом, уверенно рассекающим волны суетливой жизни, уютной палубой для отдыха и капитанской рубкой вздымающейся над обыденностью, хотя по факту все это – лишь оптическая иллюзия.

Конечно местное общество, хоть и воспитанное в лучших традициях аристократической Австро-Венгрии, никак не могло обойти своим вниманием столь неординарный архитектурный объект, да еще с минимумом сухих фактов официальной истории — так на свет появилось немало черновицких передаваемых из поколения в поколение легенд и преданий.

Доминирующая из них уверенно связывает появление дома-корабля с двумя братьями, которые десятилетия своей жизни провели в долгих, полных приключений дальних странствиях, оставивших им по себе на память немалое состояние… Время — неумолимая вещь и возраст давал о себе знать: глаза их уже не видели чаек в вышине седых облаков, а руки – не так уверенно держали штурвал во время бури. Решение навсегда оставить службу стало для них общим. Однако чем именно привлекли одиноких «морских волков» отдаленные на сотни километров от любимой водной стихии Черновцы – о том предания молчат, но в память о своей бурной молодости братья решили соединить свои коммерческие интересы и любовь к морскому делу, выбрав для строительства своего доходного дома проект, что напоминал очертания корабля, выныривающего из волн обыленности городской застройки на гребне холма.

Черновецкие старожилы утверждают, что его рубку-балкон вплоть до самой советской оккупации украшали расположенные рядом два капитанских штурвала, за которые в праздничные дни при полном параде становились те самые два брата, по традиции отдавая честь всем добрым людям. Кованые же решетки, которые когда-то сделал местный еврейский мастер с улицы Шептицкого за немалую цену, и сейчас украшают террасу да балконы здания, а вот от хозяев ларьков на Святодухской братьям пришлось откупиться, чтобы не те не портили общий эффект «Шифы» и не мешали их состоятельным постояльцам и праздным любопытствующим. Хотя согласно другой версии – только один из братьев был «морским волком», а другой – состоятельным финансистом, который и построил настальгирующему брату на память уникальный дом-корабль.

Возможно, идея дома-корабля все же была подсказана Шлеферу грандиозным австрийским проектом строительства канала Прут — Днестр — Висла по объединению Прибалтики и Причерноморья, который, к сожалению, так и остался лишь на урове идеи, уйдя в небытие вместе с империей и прихватив с собой свои тайны. Хотя возможно все было более прозаично – морским вдохновением для владельца стал когда-то расположенный рядом известный кабак «Под золотым кораблем» («Zum Goldenen Shiff»). С последним, а именно словом «золотым», легенда связывает современную «Шифу» и сокровище, некогда спрятанное в ее подвалах хозяином этой самой корчмы (в другом варианте: капитаном (-ами) или кем-то из Шлеферов) в трудные времена преследования властью.

А еще бытует у горожан мнение, что величественное сооружение на углу Главной и Еврейской — дань памяти погибшим на печально известном «Титаните», билеты на который продавались в том числе и в кассах буковинской столицы начала ХХ века (и да, их отнюдь не смущает четырехлетнее отстояние между датами окончания строительства и самой морской катастрофой).

28-07-2022 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.