История
Место на углу современных Главной и Шлем-Алейхема было застроено, согласно существующих карт и даты сооружения сохранившейся напротив первой городской (так называемой «Генеральской») каменицы 1780 года, еще в доавстрийские времена. Вероятно, изначально дом как и все прочие черновецкие был деревянным с частью помещений приспособленных под коммерцию, как выгодно расположенный на углу четырех улиц в самом центре городской жизни.
Шло время, сменялись его хозяева, сам он превратился в раскидистый двухэтажный особняк с крыльями вдоль соседних улиц и четырьмя окнами в ряд по центральному фасаду — на перекресток. В таком виде сооружение украшало собой развилку черновицких главных улиц, пока в 21 августа 1859 года она вместе со всем старым центром не оказалась в огненной ловушке большого пожара, практически уничтожавшего все вокруг.
Видимо разрушения здания №1 были достаточно серьезны, если на карте 1866 года оно уже представлена в виде вытянутого прямоугольника с небольшим флигелем-пристройкой в сторону внутреннего двора вдоль тогдашней Еврейской (Judengasse), а ныне Шолом-Алейхема.
Когда именно выдающийся черновицкий меценат Мозес Шлефер ( – 1912) приобрел угловой земельный участок вместе со сооружением на площади Святого Креста, между гауптвахтой и Генеральским домом — точно не известно, но где-то в начале ХХ столетия он начинает строительство нового величественного сооружения в стиле «венский модерн» по проекту и под руководством черновицких архитекторов Элиаса Папста и Юлиуса Бохнера. Кстати, владелец кроме расходов на возведение огромного треугольного в периметре здания, занимавшего всю площадь принадлежащего ему участка по Еврейской 1, согласно соглашения с магистратом должен был привести в порядок также прилегающую к нему территорию.
Дом-корабль («das Shiff», годы постройки 1901 – 1908), как сразу окрестили новое сооружение в народе за внешнее сходство с морским судном, где палубой сужила терраса с выходом на площадь рядом с Крестовоздвиженским храмом, высокая угловая башня выполняла роль мачты, а львиный маскарон цоколя создавал визуальный эффект рассекания носом морских волн, сразу превратился в местный памятник.
Первая мировая война 1914 – 1918 годов и смена подданства на румынское мало что изменили в судьбе величественного дома-корабля в центре старых Черновцов – он все также выполнял роль доходного дома с торговыми первым и цокольным этажами, пережив реконструкцию в 1930-х, все так же находился в собственности семьи Шлеферов, с той разницей, что управляла им весь период интербеллума наследница Мозеса, дочь Фредерика.
Черновицкой жемчужине удалось устоять и в аду развязанной Московой и Берлином Второй мировой войны 1939 – 1945 годов. Хотя послевоенная советская оккупация и принесла с собой запрет на частную собственность, уничтожение части уникального лепного убранства и каменную решетку для льва на ее фасаде. Однако значительного ущерба советы во время нескольких десятилетий своего господства на Буковине постройке так и не успели нанести, даже льва «выпустили» из клетки в 1970-м в честь очередного юбилея своего кровавого диктатора.
Вместе с возвращением Украиной своей независимости от московской оккупации в 1991 году на Буковине вновь воцарилось верховенство права; жилые и коммерческие помещения дома-корабля получили официальных хозяев, само сооружение вместе с реставрацией наружных фасадов в 2010-х – свое возрождение, а вместе с ним – почетное место на разнообразной рекламно-туристической атрибутике в качестве одной из визиток Черновцов и признанного памятника архитектуры.
Архитектура
Величественное треугольное в плане трехэтажное сооружение на высоком цоколе восточного фасада (обусловлено особенностями ландшафта) в северной части площади Святого Креста выполнено в модном на территории Австро-Венгерской империи начале ХХ века стиле стиле венского модерна с его утонченным великолепием, вобравший в себя различные вариации сочетания архитектурных элементов на тему барокко, ренессанса, ампира и готики.
Дом-корабль объединяет все вышеназванные архитектурные течения: фундамент и цоколь из дикого камня, французский руст с акцентированным замковым камнем глубоко прорисованный на первом этаже и менее – верхних ярусов ризалитов, коробовые, арочные и прямоугольные одинарные и двойные окна в профилированных наличниках и архивольтах, пилястры слабовыраженных корнфского и дорического ордеров, круглый разорванный сандрик на импостах, подоконники, балконы и лобовой карниз большого выноса на консолях, широкий фриз с ширинковым декором и слуховыми круглыми и овальными окошками, глухой парапет частично украшеннный декоративной балюстрадой и тумбами с вазонами во главе, жестяная крыша.
Сложный рисунок экстерьера был бы не полным без главного акцента — угловой башни-ризалита с открытой террасой опоясанной кованой решеткой на высоком глухом цокол с арковыми нишами (центральная имеет фонтан в виде львового маскарона под большим рокайлом), балконом на массивных консолях за изящной балюстрадой, полуколоннами ионического ордера и величественным двухъярусным завершением увенчанным куполом со шпилем (нижний украшен овальной люкарной в барочных сплывах, верхний — круглая в плане башня с арочными окнами и смотровой площадкой за кованой же решеткой по периметру). Дополняют общую картину многочисленные лепные элементы в виде растительного и геометрического орнамента, барочных завитков, картушей, контурных панно, табличек.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черніовецкая обл., г. Черновцы, ул. Головна 25 / Шолом-Алейхема 1.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) или М19 (Ратное – Луцк – Дубно – Тернополь – Черновцы). В городе следовать центральной улицей Русская – Главная – Героев Майдана до развилки Главной с улицей Шолом-Алейхема, на которую своим «носом» выныривает дом-корабль.
Общественным транспортом в Черновцы, а затем – городским до Центральной площади, в двух кварталах севернее которой по главной располагается архитектурная визитка города Мозеса Шлефера.