Галицкий гений. Ян Щепаник

Возможно то, что говорят в народе, «гениальный человеке, гениален во всем» – святая правда, ведь как иначе можно объяснить уникальные открытия и изобретения в самых различных областях, его, уроженца маленького села Рудники, что на Львовщине? Даже в современном мире технологии и изобретения Яна Щепаника остаються актуальными, хотя имя его незаслуженно и было подзабыто в качестве их первооткрывателя.

Он родился в 1872 году подданным Австро-Венгерской империи, что предоставляло широкие возможности для получения образования и развития талантов одаренным детям, пусть они и были из рядовых крестьянских семей. Школа, гимназия, краковский педагогический… хотя учительствовал Ян после получения диплома всего пару лет, ведь его естественное любопытство, изобретательный ум и навыки полученные в лаборатории в лаборатории Игнация Лукасевича побудили молодого человека в 1896-ом бросить преподавательство и полностью посвятить все свое время опытно-конструкторской работе.

К тому же сверхприбыли от его первого шедевра, чудо-ткацкой машины, автоматизированно переносившей цветной рисунок на ткань с помощью электро-фото-оптического метода, превзошли все ожидания (в модифицированном виде производители тканей используют его и по сей день). Еще немного вдохновения, и результат работы по скорости и качеству модернизированного ткацкого агрегата Щепаника на перфокартах (принципы этой технологии гораздо позже были использованы в электронно-вычислительных машинах и копировальных аппаратах) поразил самого австро-венгерского императора Франца Иосифа I, который в награду освободил изобретателя от прохождения обязательной военной службы, а Марк Твен специально посетил Вену, чтобы встретиться с галицким техническим гением.

Уже в 1897-ом Ян подарил миру сразу два новых чуда, хотя второе принадлежало ему лишь номинально: прародителя телевизора, камеру для репродукции изображения на расстоянии с помощью электричества с полным сохранением цвета и звука (последний должен был воспроизводиться с помощью микрофона передатчика и телефонной трубки приемника) и доработанного объемным плетением и металлическими пластинами шелкового бронежилета Казимежа Жегленя, который спас жизнь Альфонсу XIII и Николаю II, за что его автор получил соответственно ордена Изабеллы Католической и Святой Анны (от последнего ученый отказался по политическим мотивам).

Затем будут попытки самостоятельного продуцирования цветной киноленты, конструирование собственного фотографического аппарата, фотоскульптора по изготовлению трехмерного изображения любого предмета (идея через столетие отразилась в изобретении 3D-принтера), электрического пулемета, своего варианта искрового телеграфа, калоридула – прибора для экономии 20% угля в теплоприборах, кинокамеры со звуком на кинопленке, малоформатной фотопленки.., работа над которыми (вцелом их было больше пол-сотни) шла в собственных мастерских Берлина, Вены и Дрездена. А еще был интерес к подлодкам, дирижаблям и самолетам на подвижном крыле.

Но головокружительный научный успех и коммерческая удача ушли от Щепаника так же быстро, как появились — с 1902-го у его компании начинаються первые финансовые проблемы связанные с большими затратами на исследования и разработку всех изобретений автора одновременно, использование дорогих сверхкачественных материалов, и как следствие высокой стоимости конечного товара, не выдерживавшего конкурентной борьбы за рынки сбыта; к тому же некоторые из его изобретений попросту на многие десятилетия опередили свое время.

Средств на счетах семьи становилось все меньше, что делало невозможным затратную процедуру патентования для изобретений «галицкого Эдисона», как его называла тогдашняя пресса, во всех ведущих странах мира, хотя он и успел оформить 92 из них, но лишь на территории Австро-Венгрии, Германии, Польши, Франции, России; в прочих же странах мира его достижениями пользовались бесплатно.

На финансовые проблемы наложилось большое горе потери любимого сына-первенца и Первая мировая война, значительно подорвавшие здоровье пана Яна. После долгого периода творческого простоя в 1925-ом он всетаки нашел в себе силы выпустить на широкие экраны снятый по собственной технологии цветной 600-метровый научно-популярный фильм со звуком «Перевал» об альпийском Юнгфрау. А год спустя галицкого гения не стало, его организм проиграл войну с раком печени. И только сейчас имя Щепаника возвращается на свое достойное место в истории человечества, в отличие от всех его изобретений, архив которых большей частью уничтожил Третий Рейх, а остатки исчезли в пламени Варшавского восстания.

03-08-2022 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.