Верный воевода зимы, Морозко

Когда на землю с неба летят первые белые снежные перышки, а на окошках за ночь появляются тонкие кружевные узоры — то на землю после долгой хлопотной полевой поры на украинские просторы возвращается из глубоких карпатских пещер, где он пережидал лето, Морозко (известный так же как Трискун, Студенец, Карачун, Зимник, Зюзя), властелин холода, верный воевода зимы. Его шаг — и там, где мгновение тому неприветливо чернела земля, лег пушистый белый ковер, еще шаг, и озябшие ветки с коричневыми пятнышками будущих почек одеты в теплые белые кафтаны, еще один — и поблекшие от осенней серости щеки наливаются красным румянцем, а в глазах начинают плясать живые искринки.

Одет во все белое невысокий седовласый старец с красным носом и сосульками в длинной бороде (в некоторых легендах – рыжей), что босиком (по другой версии — ледяных сапогах) шагает сквозь пространство и время без преград (поэтому-то в народе его аллегорически рисуют в качества серебристого вола, перелезающего через стену), ведь в его абсолютной власти прокладывать мосты и дороги сквозь любые водяные препятствия и трясины, по полям и лесам, в украинской мифологии, как и большинство представителей потусторонних сил, не имеет четкой положительной или отрицательной окраски.

Его отношения с человеком основываются на взаимодействии, стандартные ситуации которого описанны в сказках и легендах через вложенные в реплики их главных героев обращения и отзывы; главный их посыл заключается в принятии без жалоб и сопротивления зимних неудобств, за что Морозко благодарит терпеливых щедрыми дарами, а недовольных — жестоко карает (например, как в названной в его честь украинской народной сказке).

Говорят, что в руках воевода зимы держит железную булаву, ради озорства слегка постукивая по деревьям, крышам, заборам…, результат чего можно увидеть собственными глазами во внезапном падении снежных наметов с веток и крыш, услышать в легком потрескивании-поскрипывании тиши кристально-морозной ночи, почувствовать легкое покалывание лица и рук…

В народном фольклоре Мороз сходит величественным шествием с Железной горы на украинскую землю 9 ноября. Он — партнер смерти в их извечной танго жизни, в которой они могут затанцевать человека до смерти истиранием границы между реальностью и призраком сладкого вечного сна, воплощение печали и тоски бесконечных зимних вечеров, и в то же время – веселый озорник, который любит подшучивать над людьми.

Традиционным считалось обязательным приглашение замораживающего дыханием в Сочельник главой рода простоволосым с щедрой тарелкой предрождественских вкусностей на пороге собственного дома прибауткой: «Морозе, Морозе, йди до нас куті їсти, а коли не йдеш, то не приходь й влітку на жито-пшеницю та всяку пашницю!», чтобы поздние весенние его дети-морозята не побили будущие урожаи и вовремя покинули поля.

С весенним равноденствием (20 марта) Карачун теряет свою силу и понемногу начинает собирать свое зимнее барахло, чтобы вернуться в холодные, недоступные для губительных весенне-летних объятий карпатские пещеры. Он сдает свои позиции теплу с боями, насылая на цветущие деревья своих морозят, для защиты от вредительства которых в народе издавна принято зажигать в садах отпугивающие дымные костры.

22-11-2022 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.