Видимо судьба будущего основателя Львовской дирижерской школы определилась ровно в тот момент, когда с радостным известием о появлении младенца на свет в ложу Львовской оперы вбежал его отец, Филарет Колесса, а присутствовавший здесь один из его друзей, видный украинский музыкальный деятель, Николай Лысенко, полушутя предложил назвать малыша в свою честь. Вместе с именем автора всемирно известной «Молитвы за Украину» Николай Колесса получил поцелуй муз и благословения на неординарный путь, где жизнь и творчество так плотно переплелись, что одно не могло существовать без другого.
Ну кем еще мог вырасти мальчик, рожденный во вдохновенной музыкальной семье, где отец выдающийся украинский музыка- и литературовед и матушка, активно поддерживавшая своего мужа во всех его начинаниях и завсегдатайка музыкально-певчеого общества «Боян». Несомненное наличие врожденного таланта, и уже в семь лет при содействии того же певческо-хорового союза он становится учеником Высшего музыкального института имени его творческого крестного отца, Николая Лысенка.
Вот только Первая мировая внесла свои коррективы – три года в Вене с обучением по классу фортепиано в школе Мариетты де Джелли. По возвращении на родину пятнадцатилетним юношей, и в 1917-ом Николай становится учеником Академической гимназии, где он впервые испытает себя в дирижерском качестве ученического хора, и вступит в ряды пластунского полка им. Петра Сагайдачного.
Его патриотическое воспитание не позволило Колессу остаться в стороне от событий освободительной войны 1918 года, поэтому вместе с друзьями-пластунами он восемнадцатилетним становится участником Листопадового Чину. Даже после проигрыша Украины в той войне он продолжает активное участие в делах Пласта, в частности, принимая участие в упорядочении могил украинских героев, что вместе с прежними заслугами принесет ему наивысшее отличие национальной скаутской организации, «Вечный Огонь в Золоте».
С получением среднего образования перед молодым Колессом стал выбор получения профессиональной степени, и здесь на удивиление его музыкальные родители настояли на Краковских медицинских студиях. Он выдержал всего год, и бросив все поступил в Пражскую консерваторию на отделение «Композиции и дирижирование» с одновременным студированием музыковедения в пражском Карловом университете, а после их триумфального окончания «Украинской сюитой» в 1928-м – классами мастерства известного чешского композитора и педагога Витезслава Новака.
За семь десятилетий музыкального творческого пути он вместе с уже родным Львовом сменит три подданства, переживет вторую на своем веку мировую войну, создаст целый ряд гениальных произведений (камерных, симфонических, хоровых, мелодекламаций и обработок украинских народных песен), которые публика имела удовольствие слушать под его дирижерством в исполнении Симфонического оркестра филармонии, хора Театра оперы и балета, Хоровой капеллы «Трембита», студенческого симфонического оркестра, как преподаватель и ректор своей первой, еще детской, львовской Альма-матер, воспитает целую плеяду дирижеров с мировым именем, а также напишит настольную «библию» для будущих последователей его профессии пыд назвою «Основы техники дирижирования».
Кроме того судьба милостиво позволила Николаю Колессу увидеть восстановление и расцвет украинской Независимости, за которые он боролся с юношества, а затем своим творчеством не давая погаснуть украинскому огню свободы под тяжестью тоталитарных общественно-культурных ограничений московской оккупации, и даже позволила встретить его столетний юбилей с подлинным возрождением украинского патриотического духа Помаранчевоъ революции 2004-го, унеся его в своих объятьях только на сто третьем году жизни.