История
Львов театральный начал отсчет своего времени в конце XVII столетия, когда опера перешагнула границы польского государства и вместе со странствующими труппами впервые посетило столицу Галичины. Именно тогда рожденное в далекой теплой Италии искусство высокой драмы навсегда покорило благодарные сердца жителей древнего города.
И не смотря на то, что специально оборудованной сцены в те времена во Львове еще не было, заезжие театры и местные коллективы на протяжении всего XVIII и XIX столетий давали представления на его защищенных высокими стенами улочках и в более-менее подходящих для этого помещениях с завидной регулярностью благодаря восприимчивости местной публики (не без учета денежного эквивалента). Этому немало способствовало облачение города полномочиями административного центра Королевства Галиции и Лодомерии Австрийской, а затем Австро-Венгерской империи, покровительствующего всем направлениям науки и искусства.
Для использования под театральные нужды было, конечно, построенное в середине XVIII века деревянное здание на месте нынешней площади Ивана Подковы, которое время от времени выступало подмостками служителям Мельпомены, но в виду ветхости уже в 1783 году его разобрали.
Так и жил столетиями крупный культурный центр без соответствующего его высокому званию здания театра, пока идея его создания не захватила потомка древнего рода Скарбеков — Станислава (1780 – 1848), профинансировавшего в 1832 году строительство первого львовского пристанища Мельпомены, где давались как драматические, так и оперные представления.
Конец XIX века приподнес Львову еще один приятный сюрприз — на месте реки Полтавы, спрятанной в бетонных объятьях подземного канала, в самом сердце города началось строительство нового здания театра по проекту Зигмунда Горголевского (1845 — 1903), которое представило в 1900 году пред глазами изумленной публики прекрасное творение в ренессансном стиле, открывшее свой первый театральный сезон постановкой оперы «Янек».
С тех самых пор здесь навсегда поселились музы – покровительницы театрального искусства, которые на протяжении уже второго столетия (если не считать небольшого перерыва в связи с финансовыми трудностями в пять лет (1930-е) и боевых действий Второй мировой) дарят душевное тепло и гармонию почитателям оперы.
Большой городской (1900), государственный оперы и балета (1949), им. Ивана Франко (1956), Академический (1961), им. Саломеи Крушельницкой (2000), национальный (2005) львовский театр фигурировал на протяжении своей истории под разными именами, оставаясь одним из лучших в восточной Европе.
Архитектура
Величественная легкость Львовской оперы, созданная при помощи использования ренессансного стиля с элементами барокко, является логическим завершением главной улицы старого города по имени проспект Свободы. Ее оштукатуренный кирпичный вытянутый прямоугольник (35м х 75 м) с массивной рустовкой нижнего яруса благодаря венчающему куполу на высоком постаменте обретает компактный сбалансированный объем.
Вся прелесть же театрального здания заключена в множестве органично скомпонованных отдельных лепных и резных элементов внешних фасадов (пилястры, лопатки, карнизы, балюстрады, ниши, филенки, аттики), из которых о принадлежности к миру высокого искусства явно намекают статуи треугольного фронтона главного фасада: Слава с пальмовой ветвью в руке на вершине и ее постоянные спутники — гении музыки и комедии-трагедии, зиждущиеся на горельефном тимпане «Радости и страдания бытия».
Центральный фасад театра оперы и балета – особая глава в истории львовской архитектуры: здесь трехарочный открытый портал с колоннами коринфского ордера покоится в нежных объятьях Трагедии (справа) и Комедии (слева), а восемь муз над главным карнизом и шесть ангелов арочных ниш подчеркивают общую картину возвышенно-духовной сущности здания (скульпторы П. Войтович и А. Попель).
Внутреннее же убранство жилища Мельпомены не уступает внешнему и больше напоминает дворец, чем изначально спланированное, как общественное, здание, где разноцветный мрамор в антураже живой росписи и позолоты мастеров кисти и стека Д. Котовского, З. Розвадовского, М. Гиросимовича, О. Августиновича, Ю. Зубера, В. Крицинского, Д. Котовского создает непередаваемое ощущение великолепной пышности, и хрустальный каскад центрального плафона согревает миллионами своих отраженных лучей зрительный зал на тысячу мест с тремя балконами, а расписанный академиком живописи Г. Семирадским занавес «Парнас» приоткрывает дверь в мир духовной красоты.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, пр. Свободы, 28.
Официальный сайт: http://opera.lviv.ua/ua
Ссылки
- Исторические персоны. Львовский Фидий
- Легенды. Призраки Львовской оперы
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) до северной части объездной. Далее следовать по ул. Богдана Хмельницкого через кольцо вдоль ул. Липинского и пр. Вячеслава Чорновола до пр. Свободы, где расположен театр Оперы и балета.
Общественным транспортом до Львова, а затем в сердце старого города – ориентир пр. Свободы, северо-западную оконечность которого замыкает здание Львовского академического театра оперы и балета.