Интересные факты буковинского судопроизводства

Вместе с частью Буковины, полученной после первого раздела Речи Посполитой 1772 года, Габсбургская корона обрела очень интересную систему местного судопроизводства, в которой отсутствовали основополагающие факторы правосудия как такового — дело рассматривалось без предварительной регистрации и ведения протокола, а сам процесс не предусматривал наличия присяжных заседателей и защитника.

Хотя и судебные нововведения первого наместника края 1774 – 1778 годов, генерала Габриэля фон Сплени, не добавили в процесс значительного административно-юридического порядка, ведь они без устранения предыдущих недостатков добавили такие противоречивые тезисы, как ведение судопроизводства на подконтрольной ему территории людьми без малейшей квалификации. Так рассмотрение селянских дел было доверено дворникам, мещанским – магистрату, а аристократических-духовенских – непосредственно наместнику. При этом сами исполняющие судейские обязанности не избавлялись от своих непосредственных обязанностей, что привело к бесконечности судебных процессов, так и оставшихся без какого-либо регламентирования.

Предложенная императором Иосифом II судебная реформа на Буковине во время его смотра своего новоприобретения в 1783-ем тоже имела свои интересные, как на современный взгляд, аспекты, по которым внедрение помещичьего правосудия, было одним из самых противоречивых. Так помещик имел право сам производить рассмотрение мелких дел на подвластных ему землях, сдав всего лишь квалификационный экзамен. При нежелании выполнять судейские функции, он должен был за свой счет нанять и содержать мандатора (экзаменованного судью), которому по своему усмотрению производил судопроизводство без оглядки на своего нанимателя. Рычагом влияния на мундатора был отказ подчиняться его приговору обеих сторон судебного процесса (в таком случае дело передавалось в краевой или дворянский суд) или жалоба помещика на своего судью в судебные и государственно-административные органы. Уголовные дела рассматривались дистриктными аудиториатами и органами местной власти.

Гражданское административное управление, внедрение на австрийской части Буковины в качестве девятнадцатого округа Королевства Галиции и Владимирии в 1787-ом, создало определенные судебные неудобства уже для краевой аристократии, которая была вынуждена обращаться по всем своим судебным делам в течение двадцати лет исключительно во львовский Земельный суд.

Учет недвижимого имущества с целью усовершенствования системы соответствующего налогообложения австрийской Буковины начался только с 5 февраля 1791 года созданием так называемой Краевой табулы при Черновицком дистриктном суде, хотя комиссия по обмеру земельных участков края всех форм собственности выполнила свою работу и передала свои 175 протоколов «Акта Метцгера об установлении границ» еще семью годами ранее.

Компетенция первых буковинских судов присяжных при краевых и окружных судах, созданных по закону от 9 марта 1869 года, распространялась только на нарушение «Закона о деятельности прессы», и только четыре года спустя была расширена на уголовные дела за исключением политических. Причем двенадцать присяжных для ведения дела избирались из тридцати шести имеющихся в служебном списке, состоявшем из общественных деятелей, нотариусов, учителей, носителей докторской и профессорской научных степеней.

С провозглашением Западноукраинской народной республики (ЗНР) 19 октября 1918 года судопроизводство на территории края продолжало действовать на законодательной базе уже несуществующей Австро-Венгерской империи как «не противоречащей украинской государственности», я сотрудники судов – выполнять свои обязанности при условии принятия присяги ЗНР.

При Румынии (1919 – 1940) Буковина получила собственные сельские и трудовые суды. Первые с территориальной привязкой имели уголовные (нарушения закона) и гражданские (занимались имущественными правами, арендой, погашением долгов, ссудами, установление отцовства, опекой) отделы, а вторые, созданные декретом-законом Сената от 30 июня 1930 года с правом сторон самим выбирать заседателей, занимались исключительно спорами между работодателями и рабочими или между последними, включая дела по оплате труда, пенсиям, компенсациям и разрешению трудовых конфликтов.

16-12-2022 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.