Дом для украинской семьи – символ новой счастливой жизни, в которой должно было быть как можно больше добра и радости, как можно меньше – невзгод, разочарований, зла. Именно поэтому весь процесс постройки нового дома от выбора местоположения до последнего гвоздя на крыше и расположения мебели внутри нового дома в украинских народных традициях был окутан целым рядом ритуалов, примет и предрассудков, большинство из которых дошли в той или иной степени до сегодняшнего дня.
Так еще на этапе поиска соответствующего физическим требованиям земельного участка (желательно целинный, не на перепутье, сухой, на холме, с выходом к реке или пруду с одной стороны и на улицу — с другой, достаточный по размерам для строительства жилищно-хозяйственных сооружений, сада-города и выпаса скота) в игру включались целый ряд требований, которые превращали это дело в нелегкое дело, ведь кроме прочего он должен был обладать духовной и физической «чистотой», что означало: предыдущие хозяев (при наличии таковых) не были пьяницами, больными, сварливыми или разведенными, предыдущая хата не сгорела от удара молнии, скот охотно «ложится» на ее территории, а также расли деревья.
Когда с поисками желанного места будущего дома были покончены и все формальности — улажены, нужно было правильно выбрать место для дома, как ячейки семейной жизни. Для этого ходили за подсказками к гадалкам и старикам, сеяли рожь (где уродила лучше всего, там и строили), пускали (где уляжется) кота, искали собачьи следы, присматривали где не ложится роса, никогда не строили на месте предыдущих хозяйственных построек…
Непосредственно строительство обязательно больше прежнего дома по площади (чтобы семья не уменьшилась) начиналось до рассвета с установления на будущем красном углу (юго-восточный) или центре (место печки-сердца дома) застланного рушником стула с крестом, букетом цветов, хлебом с солью и стаканом воды. Старший мастер отламывал поцелованный каравай на рушнике (последний оставался ему на добрую память) и угощал отломанными краюхами каждого рабочего, которые запив гостинец глотком воды со словами: «Господи, помоги!», брались за работу.
Старшина первым делом закладывал краеугольный камень с первым пролетом ворона и сооружал крест, который поднимался вместе со стенами вверх (кстати это был единственный деревянный крест на строительстве, ведь на скрещивание свай или досок распространялся строжайший запрет как предвестника скорого покойника или тяжелобольного в новом жилище). Для теплого, красивого и уютного дома рабочих нужно было хорошо кормить. Перед укладкой пола под каждый внешний угол здания закладывали мелкие деньги, зерно, хлеб, вино, чеснок, ладан, иконки, овечью шерсть, которые должны были обеспечить благосостояние хозяевам дома.
В последний день строительства к ощепи на чипок привязывали тот самый смастеренный в начале работы крест, букет разнотравья и ржаные колоски, или как вместе вместе в народе называлось «цветок», с установлением которого строительство считалось официально завершенным, хозяин платил рабочим их заработок, а хозяйка накрывала для них праздничный стол. Хотя на самом деле часть крыши над сенями оставалась не закрытой, а часть наружной стены со стороны двора — не беленой (чтобы «все зло через них ушли», а на деле — это давало время хозяевам найти все недоработки), которые через месяц должен был исправить главный мастер.
Обычно внутренняя планировка делилась на две части: непосредственно обустроенную вокруг печи жилую (три или четыре отапливаемые комнаты) и хозяйственно-вспомогательную (холодные комнаты или две и кладовые с погребом для продуктов), через которую был вход из сеней и снаружи. Стены декорировались настенной росписью, а между обычно двойными оконными рамами летом закладывали благоухающие травы, зимой — имитирующая снег вата с еловыми ветвями и новогодними украшениями.
В середине жилой части одну или две комнаты занимали спальни, проходная с печкой выполняла роль кухни с вспомогательным столиком и буфетом, в главной же, самой большой комнате по диагонали от печной стены располагалось сакральное покутье, где украшенная рушниками, убранная разнотравьем висела (стояла на полочке-«божнице») икона, ладанку перед которой зажигали на праздники. Под ним находился сундук с приданым, вдоль наружной стены устанавливали парадный стол, а напротив, вдоль запечной и соседней – располагались скамьи или дополнительная кровать, рядом с дверью на стене висели полочки-ящики («мясничок»).
В ночь на новоселье в новую хату пускали кота, как главного защитника дома от нечистого. А с восходом солнца глава рода (или кум) первым входил в дом с хлебом-солью, благословлял с поклоном все углы иконой, которую оставлял в красном углу, а сам за рушник вводил хозяев в их новый дом, за которыми следовали гости. На входе всех посетивших старейшая женщина рода посыпала ржано-пшеничными зернами перемешанными с мелкими монетками (последние собирала детвора). Взрослые после окуривания дома ладаном, углем, сожженной овечьей шерстью, одаривали хозяев подарками, а те взамен приглашали за щедро накрытый стол праздновать.