Для Московии музыка, культура, спорт никогда не были вне политики, и тот кто утверждает обратное сознательно работает на кремлевских имперцев всех сортов и режимов. Ведь покорение каждого новозахваченного народа московиты по своей давней традиции всегда начинают с уничтожения выдающихся проводников его культуры, носителей традиций, национального наследия с целью растворения в серости обрусения, которое и само-то является искусственносозданным плодом немецких псевдоученых Катьки II. Чего стоят только девять за столетие оккупации официальных запретов царской власти на использование украинского языка на исконных просторах или «расстрелянное возрождение», одним из жертв которого был всемирно известный автор «Щедрика», Николай Леонтович.
Парнишке посчастливилось родиться в музыкальной украинской семье на цветущем Подолье образца 1877 года, где отец Дмитрий не только сам играл на нескольких струнных инструментах, но и дирижировал хором семинаристов, матушка Мария, как настоящая дочь своей земли, прекрасно пела народные песни. Путь же музыкального творчества для Николая окончательно предопределен, когда уже через год после начала учебы он одиннадцатилетним был переведен в духовное училище в Шаргороде, в котором, кроме прочего, преподавались нотная грамота, партитура и разноголосое хоровое пение. Учитывая это, логическим продолжением образования для Леонтовича стала Каменецкая духовная семинария, где на свет появляются первые его самостоятельные произведения по аранжировке украинских народных песен со стилестическим подражанием мэтру отечественного музыкального мира, Николаю Лысенко.
Дипломом семинариста в двадцать один открыл перед Николаем Дмитриевичем дверь в большой мир, и он сам выбирает путь учительства и музыкального творчества на Брацлавщине, в небольшом селе Чукова. Собственный небольшой духовой оркестр, «Сборник песен Подолья» и первая авторская обработка «Щедрика» – так начался новый ХХ век для Леонтовича.
Очень скоро неуемной просветительско-творческой энергии молодого человека стало тесно в подольских границах, поэтому в поисках самореализации в 1904-ом он переезжает туда, где в то время активно бурлит украинская жизнь, на Донбасс, чтобы в качестве преподавателя музыки Покровской железнодорожной школы организовать рабочий хор. Конечно душа музыканта не могла остаться в стороне от таких знаковых событий, как февральская революция 1905 года – вместе со своими учениками он выступает на площадях, а после ее поражения царские гонения заставляют Леонтовича вернуться на Винничину.
Уже достаточно известное в украинских музыкальных кругах имя Николая Дмитриевича прогремело со сцены Киевского купеческого собрания словами его «Щедрика», когда дирижированный ним хор студентов Музыкально-драматической школы с подачи Александра Порай-Кошица 29 декабря 1916-го впервые сорвал восторженные овации публики, что стали первой ступенькой будущего мирового успеха украинской народной щедривки (хотя это была не последняя, широко известная авторская аранжировка).
Творческий успех обеспечил Леонтовичу карьеру в столице, вместе с которой появились широкие возможности для реализации вожделенной научно-просветительской деятельности, тем более, когда восстановление украинского суверенитета в 1918-ом с подачи Петлюры подняло значение национальной культуры на государственный уровень. Так при содействии подольского музыкального гения появляются на свет Первая украинская капелла и музыкальная школа в Тульчине, многочисленные народные певческие коллективы.., а его «Щедрик» последней версии вместе с мировым турне призванный через культурно-музыкальную призму помочь международному признанию Украинской народной республики (УНР) за год с небольшим покоряет сердца благодарных слушателей семнадцати стран мира.
Вот только московско-советские оккупанты простить украинскому музыкальному Гомеру (как Николая Дмитриевича называла западная пресса) националистические взгляды, поддержку УНР (в том числе выступления для украинских воинов) и украинской автокефалии никак не могли. Установление военной диктатуры бешеным красным люмпеном, и уже 22 января 1921-го длинная рука московских палачей дотянулась до затерянной среди бескрайних подольских просторов Марковки, где после гастролей в Стражгороде он навещал свою семью — утром его из ружья застрелил чекист Афанасий Грищенко, которому так опрометчиво дал стол и кровь на ночь в собственном доме Леонтович-старший.
Семь десятилетий Москва будет пытаться похоронить правду об обстоятельствах того жестокого заказного политического убийства, хотя существовали его живые свидетели, дочь Галина, сестра Виктория и отец Дмитрий Феофанович. Угаснуть памяти о Николае Леонтовиче не дадут поклонники полторы сотни его аранжировок украинских народных песен и коллеги по музыкальному цеху: созданный через несколько месяцев после той Марковской трагедии из представителей Первой украинской капеллы хор его имени с репертуаром «украинского Баха» с успехом продолжал гастролировать по миру в том числе перед лицами королевских кровей, а Украинский национальный хор того самого Кошица в сентябре 1922 года отправился с «Щедриком» покорять Америку.
Настоящим же крестным отцом зарубежной славы украинской народной щедривки Леонтовской аранжировки стал украинец по родителям, американец Петр Вильговский, который в 1936-м написал англоязычную версию песни под названием «Carol of the Bells», которая покорила весь мир и стала неотъемлемым атрибутом празднования Рождества и Нового года. Память и правда о великом музыкальном подольском гении воскресла из мрака московской лжи вместе с восстановлением украинской независимости в 1991 году. И сейчас имя Леотовича гордо звучит в каждой ноте самой известной мелодии мира.