Среди пустыни всемирного великого Ничто, когда из Всевидящего ока вечности (как Бога тогда именовали украинские предки) на землю пала первая слезинка в память по Старому поглощенному холодом равнодушного Хаоса миру, то обернулась она прекрасной Первоптицей (Сокол-Прадид, Сокол-Род), который стал символом новой жизни на планете – так в украинской мифологии именно соколиными усилиями битие начало свое возроджение-перерождение с берегов первореки-Дуная.
Согласно древним славянским легендам прекрасно сохранившимся до сейчас в стихах запевок-колядок-щедривкок, которые сюжетно тесно переплетены с индоевропейским культурным достоянием как частью общих истоков, именно Первоптице пренадлежит честь создания первой колыбели-гнездышка возрождения мира. Она сплела его своими неусыпными трудами на вершине явора (отождествление Мирового древа жизни, в цветущем ветви которого роятся медоносные пчелы, а по веткам сидят кукушки и ласточки), перевивая барвинком и душистыми травами, устилая мягким цветом калины внутри, обкладывая снаружи терном для защитными, на верхушке — чистым золотом (символ солнца), чтобы в любви и уюте добра и красоты породить на свет первое яйцо прекрасного бытия всего сущего, пока Всевидящее око плакало об утраченном прошлом, создавая животворные реки, моря и океаны.
С того священного золотого соколиного яичка, что выпало из гнезда и разбилось, выпустив на землю рай, а с ним и саму жизнь, началась согласно праверованиям история человечества. Поэтому в украинской культуре яйцо, позже трансформированное в смежный символ рыбы, занимает особое место, превратившись из тотема-оберега пра-предков (ученые утверждают, что с эпохи неолита на основании найденных рыбоподобных и птицеподобных изображений Каменной могилы) в пасхальные писанки и крашенки христианских времен.
Именно поэтому славянские представление о вселенной в форме яйца (в «Велесовой книге» эти понятия тождественны), внутри которого с начала времен солнце, луна и звезды существовали вместе вращаясь вокруг земли, пока Всевышний не разделил их и время их царствования, запечатлены в многочисленных легендах. Вместе с тем через народный епос прочно закрепилось ассоциирование ночи со злом, а дня – с добром, хотя существовали их вариации на тему всевидящих глаз Бога, одно из которых созерцает земную жизнь днем (солнце), а другое ночью (месяц).
Причем сам Сокол-Род по верованиям был не посланником Бога-Творца на земле, а обособленным воплощением Солнца (Ор или Ра) и его золотых лучей как одного из трех обязательных составляющих условий существования жизни. Кстати триединство в украинском фольклоре тоже тесно связана со священным Сокол-Родом, который после рождения вселенной из разбитого яйца бросился в быстротечные дунайские воды, чтобы вынырнуть через три года с символами бытия в клюве: ржаные колосья (символ земли), лататиной (воды) и василька (неба), которые и сейчас считаются обязательным и главным пожертвованием Господу на Щедрую и Сочельник.
С течением времени и переходом к христианству те древние украинские верования никуда не делись, бережно сохранены народным эпосом – тексты древних легенд, преданий, сказок, песнопений, колядок, щедривок почти не изменился, только первичная трактовка Всевидящего ока Сокол-Рода (солнца-яйца), как его материального воплощения трансформировалось в образ Всевышнего. Поэтому сегодняшнее украинское фольклорно-культурное наследие, при отсутствии достаточного количества литературных первоисточников, представляет собой богатейший источник для изучения прошлого.