История
Когда над бескрайними просторами юга украинской земли еще плескалось внутриконтинентальное теплое Сарматское море (14 – 12 млн. лет назад), его дно было покрыто песчаником третичного периода, а на месте нынешнего кургана была, по предположениям ученых, отмель. Через миллионы лет с изменением рельефа морского дна воды мирового океана отступили, Сарматское море уступило место Понтийскому, на дне которого начали оседать органические меловые остатки его обитателей.
Позднее засушливый климат превратил северное Азовье-Причерноморье в пустыню, открывшую слои красно-бурой глины с вкраплениями марганца и железа, а таяние ледника в районе современного города Днепра образовало на месте будущей Каменной Могилы впадину реки пра-Молочной, насыщая вымытыми из глины оксидами элементов полости третичного песчаника и создавая монолит.
Постепенное углубление русла в районе впадины вымыло на поверхность пласт кварцеподобного пропитанного марганцем и железом песчаника сарматского горизонта, который под действием атмосферных осадков и ветров раскололся на множество частей, образовав курган с многочисленными гротами и пещерами.
А потом на земле появился человек, для которого одинокий каменный холм среди бескрайних просторов стал путеводным символом и мистическим оберегом, начиная еще с первобытных времен. Достоверные, запечатленные в петроглифах данные позволяют ученым утверждать, что уже в ХХ – XVI тысячелетии до н.э. здесь была стоянка первобытных людей в эпоху приручения первых животных.
Каждый период развития человеческой цивилизации оставил зарубку на память на лике украинской Каменной Могилы рисунками, которые отображали реалии бытия того времени от сцен охоты и рыбалки до тотемных животных, стилистических портретных изображений и карт местности (мезолит, неолит, ямная и катакомбная культуры (XII – II тыс. до н.э.)).
С появлением первых племен (киммерийцев и скифов) на территории Восточной Европы в IX – III столетиях до н.э. характер изображений на камнях мелитопольского кургана принимает более эпические масштабы, хотя и несколько разнопланового содержания, что было обусловлено особенностью их быта (первые – оседлые землепашцы, а вторые – кочевые скотоводы) – сцены каждодневного труда и окружающих пейзажей.
Для пришедших им на смену из-за Дона сарматов (III столетье до н.э. – II век) Каменная Могила стала местом совершения религиозных обрядов, доказательством чего служат найденные в его пещерах и гротах предметы быта, украшения и тотемные амулеты тех времен (река Молочная в том числе выступала в качестве физической границы сарматских владений).
С именем каменной сокровищницы украинской земли некоторые историки (А.Я.Треножкин) связывают знаменитых воительниц древности – амазонок, о которых с таким упоением писали древнегреческие хронографы, что связано с обнаружением многочисленных женских захоронений с предметами туалета и оружием, в точности соответствующим историческим описаниям племени сарматок, в ее округе.
Первые христиане так же не обошли вниманием сакральный для сотен поколений петроглифный монумент – изображения с крестом появляются здесь вместе с кочевыми готов и гуннов приблизительно в IV – V веках, приобщившихся к новой мировой религии в Понтикапее и Херсонесе. При этом для гуннов, как выходцев восточного высокогорья, этот природный каменный колосс был олицетворением верховного божества и совершенства мироздания, так что самых именитых из них хоронили в гротах Каменной Могилы (например грот «Волшебника»), а простых смертных – в непосредственно ее близости (найдено – ремесленника-медника).
Последние обнаруженные автографы на лике величественного кургана принадлежат руке Киевских славян (Х – XII века), которые на долгие столетия канут в небытие после разгромного поражения от татаро-монгольских орд, оставив по себе лишь петроглифы под плотным слоем мха и лишайников.
Нет, конечно, и позднее сюда сходились все дороги и тропы народов, которые шли востока на запад вдоль Северного Приазовья, недаром же на картах XVIII столетия Каменная Могила фигурирует под названием Ююн-Таш, что в переводе с тюркского означает «соборный камень» или «соборная гора», что косвенно указывает на нее как на место сбора татарских орд, отправлявшихся в дальние походы. А в 1778-ом рядом была построена почтовая станция.
Новая эра в истории природного памятника начинается в исследовательскую эпоху вместе с первыми записями об уникальном комплексе петроглифов выдающегося географа и этнографа Петра Ивановича Кеппена (1793 – 1864), который со слов старожилов описал его скальные изображения с уточнением, что здесь встречаются так же и тестовые надписи.
Хотя фактически первые раскопки сакрального кургана начались лишь в конце XIX столетия. Ими руководил выдающийся археолог Николай Иванович Веселовский (1848 – 1918). В его «Отчете археологической комиссии» от 1890 года впервые были описаны и проанализированы часть рисунков из гротов и пещер украинской исторической реликвии.
Его последователи (Валентин Даниленко, Отто Бадер, Михаил Рудинский, Владислав Гладилин) на протяжении всего ХХ столетия детально исследовали и изучали мельчайшие подробности уникального европейского исторического объекта, что в конце концов, не смотря на ограниченный доступ объекта в советской реальности, привлекло к нему внимание мировой общественности.
Так что в 1954-ом наконец песчаниковый холм получил заслуженный заповедный статус, хотя пройдет без малого еще три десятилетия, прежде чем как историко-археологический музей-заповедник он начнет свою деятельность под началом Бориса Дмитриевича Михайлова (1936 – 2008), который стал его первым официальным директором и самым преданным исследователем, открывшим семнадцать новых гротов и пещер.
С 27 декабря 2001 года музей-заповедник под именем «Каменная Могила» включен в реестр исторических мест Украины. По инициативе Михайлова в июне 2007 года постановлением Кабинета министров ему был присвоен статус историко-архитектурного заповедника, а через год – звание национального.
Архитектура
Двенадцатиметровый холм, состоящий из около трех тысяч больших и малых обветренных, покрытых лишайником песчаников глыб третичного периода с вкраплениями марганца и железа, раскинулся на правом берегу реки Молочной в шестнадцати километрах от Мелитополя. На его территории открыто 67 местонахождений скальных рисунков-петроглифов с датировкой XXII тыс. до н.э. – XII века. Общая площадь заповедника 1,6га.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Запорожская обл., пгт Мирное, заповедник «Каменная Могила».
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта) / Т0401 (Днепро — Гуляйполе — Пологи — Токмак — Мелитополь) до поворота на с. Ровное. Далее через пгт Мирное, на восточной окраине которого расположена Каменная Могила.
Общественным пригородным автотранспортом из Мелитополя до остановки пгт Мирное, а затем в восточном направлении до указателя на заповедник.