Первый день весны, с которым на украинскую землю обычно возвращаются солнце, тепло, жизнь и надежда… обычно, но не 1 марта 1943-го, ставшего последним днем для тысяч украинцев уничтоженных в небольшом городке Корюковка во время карательной операции венгерских жандармов 105-й легкой дивизии генерал-лейтенанта Золтана Иоганна Алдя-Папа, действовавшие бок о бок с немецкими защитными отрядами (СС), двумя годами ранее расстреливавших евреев в Бабьем Яру.
А провинился тогда еще поселок перед оккупационными властями тем, что в его пригородах активно действовали советские партизаны, одним из предводителей которых, Феодосий Ступак, был родом из Корюковки и ранее, при московских оккупантах, возглавлял местный колхоз. Именно жену и детей последнего полиции заключили в тюрьму, взяв в заложники. На следующий день после убийства Ступчихи в тюрьме партизаны провели операцию мести и освобождения мз тюрьмы ее детей и своих приспешников, нападением 27 февраля 1943-его на местный охранный гарнизон, убив семьдесят восемь и пленив восемь мадьяр-нацистов.
Жестокое возмездие не заставило себя долго ждать — утром 1 марта отряд московитов шуцманшафта и подразделения Алдя-Папа по приказу полевой комендатуры Байер Бруно Франц окружили Корюковку и начали сгонять местное население на центральную площадь, отказавшихся выходить из дома расстреливали на месте. Согнанных вместе к расположенным в центре театру и ресторану росийско-венгерско-немецкие отряды тоже расстреляли (только в помещениях последнего было убито около полутысячи человек).
А между тем, как в кинотеатре, из окрестностей поселка за всем этим адом, который длился не один час, спокойно тайно наблюдали настоящие виновники трагедии, советские подпольщики во главе с нквдистом-Федоровым, хотя их количество в десять раз превышало немецкие карательные силы (пять из половиной тысяч против пяти сотен).
Когда в поселке не осталось ни единой живой души (нацистские палачи — не в счет, ведь такие зверства духовный человек осуществить просто не в силах), немецко-российские отряды ушли, чтобы вернуться на следующий день для уничтожения беглых селян, вернувшихся из леса в расстрелянное село под покровом ночи, живьем бросая их в пылающие дома с телами вчерашних жертв. Из 1300 домов цветущей Корюковки на вечер 2 марта остались одна церковь да с десяток каменных домов.
Педантизма немцам было не занимать, поэтому ровно через неделю они вновь наведались в практически уничтоженный городок, чтобы довести до конца свое кровавое дело и добить остатки местных, которые имели неосмотрительность вернуться из своих убежищ-пристанищ (чему активно содействовала компания оккупантов по запугиванию жителей окрестных сел за помощь беглецам -корюковцам).
В общей сложности жертвами той страшной трагедии стали около семи тысяч украинских детей, женщин, стариков… из них опознаны были чуть больше тысячи. Оккупационные московские власти в послевоенные времена активно скрывали масштабы того преступления, в котором активное участие принимали московиты сражавшиеся под нацистскими флагами. Вся ужасающая правда стала широко известна общественности только с восстановлением украинской Независимости в 1991 году.