История
Когда миллион лет тому назад мировой океан начал сдавать свои позиции, на месте будущей слобожанской столицы из воды проступили первые участки суши – террасы образованные углублением русла рек при его сужении, а один бурный поток разделился на небольшие реки Харьков, Лопань, Уди, Немишля, Нетечь (последняя ныне не существует). Причем с каждым тысячелетием некогда стремительные течения потоки все более оскудевали, их дно углублялось и количество террас увеличивалось, достигнув нескольких десятков пригодных для строительства площадок.
Однако земля еще сотни тысяч раз совершит свой марш вокруг солнца, пока первый человек выберет хорошо защищенную с трех сторон топкими берегами рек, а с четвертой — непроходимой чащобой леса участок земной тверди для своего селения во времена, позднее названные историками бронзовой культурой (II тыс. до н.э.). Потом на стрелке между Харьковом и Лопанью оставят свой след скифы, сарматы, черняховцы, Киевская Русь, а потом татаро-монгольское нашествие на долгих пять столетий погрузит их в пустоту Дикого поля.
И хотя постоянных поселений на бескрайних слобожанско-приазовских просторах как таковых не было, через эту территорию проходили многочисленные торговые пути, что при развитии топографической науки создало необходимость в описании данной местности. Так название реки Харьков впервые появляется на рукописных страницах «Большого Чертежа» 1556 года.
Первые украинские поселенцы (тридцать семь семей) за долгое время появились в харьковском урочище лишь в начале XVII столетия, гонимые католическими притеснениями Речи Посполитой, чем не преминули воспользоваться московские цари сладкими посулами и невыполненными обещаниями при отсутствии какой либо материально-технической помощи, объявив эту территорию российской.
Однако топких берегов Харькова и Лопани леса было отнюдь не достаточно для защиты от кочевников, которым мнение московских обложенных данью вассалов всегда было не указ, поэтому в середине XVII столетия украинские казаки заложили на террасах у южной оконечности стрелки крепость с десятью сторожевыми башнями.
С развитием слобожанской столицы появилась насущная потребность расширения городской территории и обеспечения коммуникаций с пригородами. Очередь до восточных окраин дошла в 1770-ом, когда через Харьков появился первый деревянный мост, связавший город с Захарьковским районом.
Пологий топкий правый речной берег в те времена был значительно ближе к центру и потому постоянные весенние половодья наносили немалый урон хозяйству горожан у его черты. Поэтому в середине XIX столетия после разрушительного наводнения 1853 года было принято решение об увеличении высоты прибрежной линии в районе Павловской площади, что повлекло изменение русла Харькова, но так не смогло помешать затоплению огромной городской территории сорок лет спустя после малоснежной зимы.
Именно половодье 1893 года заставило, наконец, городские власти озаботиться этой проблемой и в течении четырех последующих лет значительно поднять прибрежную полосу с обкладкой дерном на росстоянии почти двух с половиной километров. Улучшение экологической и эстетической составляющей позволило также организовать на берегу Харькова купален, которые немало обогатили местную казну.
Власть советов, пришедшая на волне кровавого переворота 1917-го, заявила в начале 1930-х амбициозный план по очистке харьковских рек, спрямлению их берегов и обеспечению их судоходности (три плотины в городской черте, девятнадцать водохранилищ и разворот вспять Северского Донца для обводнения). Правда реализована была лишь малая его часть – обеспечение речного пассажирского сообщения от Харьковского моста до Митрофановской выселке по реке Харьков, которое было открыто 1 июля 1932 года и частичное спрямление набережных со сносом всех построек в 20-40-метровой прибрежной зоне.
Вторая мировая война 1939 – 1945 положила конец всем советским грандиозным планам, хотя о чистоте харьковских рек в период немецкой оккупации говорит то, что воду из них использовали как питьевую. Однако в пылу боевых действий мост через реку Харьков был разрушен. Новая бетонная связующая нить между городом и Захарьковщиной была торжественно открыта лишь в 1954-ом.
И сейчас в независимой Украине с каждым годом речной Харьков каждый день меняет свое лицо, облагораживанием берегов, обустройством новых бульваров, строительством зданий в обрамлении разноцветных мазков красок волшебницы-природы.
Архитектура
Река Харьков, согласно современным источникам, является левым и самым крупным притоком Лопани, которая в городской черте впадает в Уды. Его узкое извилистое русло протяженностью семьдесят один километр пролегает между холмистой местности, образованной отступлением мирового океана (в общей сложности 78 террас). Его трапециевидная долина покрывает площадь в 1160км², а пологие и топкие берега в черте города обвалованы.
При ширине реки от 2м (верхнее русло) до 20м (нижнее), глубине всего 0,3-0,4м (в половодье до 4м) и уклоне 0,8 м/км ее расход в устье составляет 2,62м³/с. С учетом основного снегового питания в особо засушливые годы частично пересыхает.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Харьковская обл.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь) или М27 (Харьков — Белгород). С Харьковской объездной по Московскому проспекту до Харьковского моста через реку Харьков.
Общественным транспортом до вокзалов Харькова, а затем городским (трамвай / автобус), следующим по Московскому проспекту до остановки «Площадь Руднева», а затем квартал на запад до реки Харьков.