Мед, мак, вода, цветы, вынос останков Всечестного Креста из константинопольского храма для спасения от эпидемии (украинская неофициальная версия — крещение в Почайне двенадцати сыновей Владимировых), память девяти Макавийских мучеников, а по старинным верованиям еще и конец теплого лета…в этот день сошлось так много знаковых дат, что сам он в народном представлении превратился в сплошной праздник со строгим запретом на любую работу (что традиционно касается лишь самых важных событий украинского календаря), несмотря на начало Успенского поста.
Светлый праздник последней в текущем году качки меда, как символа тепла солнечных лучей (считается, что в этот день пчелы заканчивают свой сезон сбора нектара, приготовив соты для зимовки) в ярких красках последних цветов уходящего лета под мелодичное бряцание спелых маковых коробочек тесно переплетено в украинских традициях с печальными поминами девяти апокрифных Макавийских мучеников и византийским выносом из храма Иисусова святого Креста для защиты от свирепствующих в Средневековье многочисленных эпидемий (хотя некоторые ученые и отрицают его принадлежность к Спасам).
Именно поэтому празднование Маковия, как и большинство украинских традиционных торжеств, гармонично сочетает религиозные и н религиозные обряды с тонкой патиной регионального наслоения, которое только придает ему характерного шарма . Начиная от рассветнго собирания полевых и садовых цветов для букета-маковойчика и вплоть до всенощной охраны креста «своего угла» на выезде из села приправленное щедрым последними летними дарами на торжественном столе в душистом аромате меда и последней прохлады речного купания превращают праздник один из самых любимых.
Подготовка к официальному празднованию этого яркого торжества начиналась задолго до 1 августа, ведь заранее нужно было накачать свеженького последнего в этом году меда, приготовить щедрый постный стол с обязательными медово-маковыми коловом, шуликами, пряниками, пирожками, сбитнем для живых и умерших, выполнить все текущие домашние и огородные заботы. Причем гостинцев должно было хватить не только на гостей, но и на любого просителя или нуждающегося – в этот день считалось особенно большим грехом отказать кому-то в еде или пожелать кому-то зла.
Святить пестрый собранный рано утром с глубоким духовно-символичным содержанием маковойчика (мята для здоровья, подсолнечник — тепла, рожь-пшеница — изобилия, душица — женской защиты, бархатцы — мужской силы, ласкавицы — согласия, рута — красоты, любисток — любовь, тысячелистник — воли, цикорий – верности, васильки – жизни, кудрявцы – для кучерей, полынь – от нечистого), мед и воду в этот день ходили обычно девушки после сытного завтрака-символа хорошего будущего урожая. Кстати, обрядовый веночек из васильков (кропильце), через который лили воду во время традиционных украинских обрядов (свадебные, крестильные, снятия наворота) плели и святили так же именно в этот день, а хранили круглогодично по образам.
Освященный, обязательно перевязанный красной лентой (чтобы в следующем году семья была вместе) букетик со свечой в середине весь год должен был стоять в «красном» углу, как символ-оберег рода. Для усиления магического эффекта рядом с ними или над входной дверью иногда размещали перевязанные засушенные маки для защиты от нечистого (его зерна весной рассеивали по огороду, а ботву — сжигали вместе с накопленной за зиму негативной энергией), одну головку которого клали плохо спящему ребенку под подушку для отгоняния бесов, а его стебель скармливали больной скотине для выздоровления.
Вторым непременным атрибутом Первого Спаса была вода, которая в этот день считалась целительной. Ее святили, пили, в ней купались для заряда сил и энергии на весь следующий год (ведь после этой даты купание в открытых водоемах считалось опасным), а колодцы, как тонкая грань между двумя мирами, на этот день становились местом настоящего паломничества, в которому живые приносили дань своим предкам в виде традиционных для Маковея блюд-даров, оставляемых на специально установленных для этого столах (после захода солнца пищу с них забирали нуждающиеся).
При этом празднование должно было проходить не громко, чтобы не пугать пчел в их последних приготовлениях к приближающимся холодам. Поэтому походы в гости с шумными застольями на Маковея были не слишком распространены, а основные развлечения предназначались для молодежи, которая изготовляла высокий крест увенчанный тыквенной маской с горящей свечой внутри и украшенный лентами, маковыми стеблями, травами из маковойчика. Он устанавливался на въезде в село и должен был простоять до первых петухов следующего дня, чтобы символично взять под защитиу селение от невзгод и бед на весь следующий (при этом его традиционно обязательно пытались разрушить парни соседних сел).
Из интересных обрядов можно отметить точение в первый день августа ножей (чтобы они никогда не тупились), а по приметам: погода на Успение Богородицы (28 августа) будет такой, как на Первый спас, а неожиданно выпрыгнувшая под ноги лягушонка — предостережение от опасностей и невзгод.