Крестный отец буковинского благоденствия. Эммануил Циффер

Веками Буковина, словно заколдованная спящая на мягком ложе карпатских трав укрытая теплым одеялом еловых лесов на пушистой подушке облако красавица, ждала своего принца, который своим поцелуем вернет ее к жизни в стремительном и суетливом современном мире. У судьбы на все свое время, Эммануил Циффер пришел в назначенный ему срок (23 января 1833), чтобы успеть повзрослеть, усвоив все необходимые знания и навыки для выполнения высокой, возложенной на него жизнью, миссии вместе с шагающим Европой научно-техническим прогрессом.

Ему посчастливилось родиться в високообразованной еврейской семье Алоис и Иоганна Циферов, которые воспитывали своего сына в свете науки и любви к знаниям. Селезская гимназия, Венский университет… стали для парня лишь первыми ступенями на пути к мечте о карьере инженера-железнодорожника, не зря сразу со старта в свои девятнадцать Эммануил получил должность помощника строительного инженера горной железной дороги на Земмеринг.

Дальше будут Вена – Коморн (строительство), Вена – Брук-а-Лейта (инспекторство), Тимишоары – Базиаш (строительство), Галичина и Краков (инспекторство)… выполненный в совершенстве сверхсложный проект Кимполунг – Дорна-Ватра через хребет Местечанис закрепит за Циффером деловую репутацию железнодорожного инженера-строителя экстра-класса, к тому же отличного топ-менеджера – с момента начала его карьеры прошло всего пять лет.

Именно такого, молодого, перспективного, делового, прогрессивного и амбициозного партнера подыскивал на роль исполнительно-технического директора барон Виктор Офенгайм, который вопреки консервативному большинству финансово-промышленных кругов Габсбургской империи решил начать в 1858-м собственный проект строительства Львовско-Черновицкой железной дороги с привлечением английских инвесторов, хотя ради этого ему и пришлось заручиться поддержкой всесильного Министерства финансов в лице Леона Людвика Сапиги (последний стал лицом акционерного общества с президентской должностью) и выдержать инвестбаталии с самими Ротшильдами.

Двадцатипятилетний Эммануил на первом этапе реализации грандиозного проекта строительства трансконтинентальной железной дороги Лондон – Ла-Манш – Бомбей был назначен ответственным за строительство двух веток Львов – Ходоров – Франковск, а впоследствии и Франковск – Коломыя – Черновцы, последняя, кстати, стала своеобразным рекордсменом со своими полутора годами строительства (открыта 1 сентября 1866 года). Оцененные по заслугам таланты молодого человека руководством, и после окончания этапа строительства он остается в компании с должностью гендиректора эксплуатации и развития железных дорог Львова, в так же возглавляет линию Снятын — Черновцы — Яссы.

И хотя состояние его становилось все больше благодаря многочисленным топ-должностям в различных европейских железнодорожных и сопутствующих компаниях, Эммануилу Алоисовичу этого становилось все недостаточнее, что в конце концов привело его к учреждению за свой счет акционерного общества «Буковинская местная железная дорога» в июле 1883-его . Деловая репутация Циффера в железнодорожных кругах была настолько высока, что финансовых сложностей в поисках спонсоров его проектов строительства новых железнодорожных артерий не было, и он полностью оправдывал свою славу — черновицкое направление движения под его председательством в конце ХІХ столетия становится самым прибыльным в Европе.

Именно благодаря Эммануилу Циферу Буковина превратилась в начале ХХ века из окраины Австро-Венгерской империи в полноценный деловой центр, а с учетом ее расположения еще и важный пункт на сухопутном пути между Востоком и Западом. Материальными же памятниками признания его достижений стали: прижизненный памятник по случаю семидесятилетия в Ватри-Дорней, почетное гражданство от благодарных жителей Чернигова, юбилейная медаль авторства польского скульптора Я. Кассина, дворянский титул «фон Тешенбрук» от австрийского императора и построена за свой счет Управление Буковинской железной дороги.

Пожалуй лучшей эпитафией на его могиле черного мрамора с белой скорбной мадонной были бы его собственные слова: «Люди здесь являются частью моей души, и я сделаю все, что в моих силах, для их блага…», хоть и находится она в Венне, так далеко от его любимой Буковины, которой он дал так много, а она позабыла крестного отца своего нынешнего благоденствия.

02-04-2023 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.