Луч идеи, опередивший свое время на четыре столетия, чтобы указать путь для устойчивого расцвета безопасного будущего Европы через устранение деструктивного фактора извечного носителя войны. Дитя двух конфессий как наглядный пример вторичности религиозных формальностей перед лицом вселенской жизненной мудрости. Иосиф Верещинский – украинец по рождению, поляк в подданстве, теолог, философ, писатель, пророк… его звания и хвалебные эпитеты все и не счесть.
Начался звездный путь одного из самых прогрессивных мыслителей XVI века среди бескрайних просторов украинской Подольской возвышенности, а детство прошло в родовом имении на польской Холмщине. Видимо это определило главное жизненное предназначение Иосифа, как связующего звена двух родных ему народов, двух культур, двух конфессий христианства.
И хотя род по отцовской линии с дедов-прадедов шел от по-украински шляхтичей, его отец, холлский помощник земского судьи, Андрей Верещинский, полностью ополячился (или, как говорил дед Федор: превратился в «бісового ляха»). Мальчишка рос и получил начальное образование в польской среде (школа в Красноставе), а взрослую жизнь связал с отстаиванием тем или иным способом украинских интересов, по пути защитив докторскую степень по теологии. Так и духовная его карьера начиналась в статусе официала православного епископа польской Холмщины, а окончилась – латинским Киевским епископом с официальной епископской резиденцией в Фастове.
Сама жизнь на стыке двух культур сделала из Иосифа Верещинского того, кем он был — философа-пророка, запечатленные в семнадцати научных трудах прогрессивные идеи которого мир смог по достоинству оценить лишь через четыре столетия после его смерти, хотя уже историки XIX века его называли «епископом закованным в шлем и панцирь», «гетманом с митрой на голове» да «епископским жезлом в руках».
Путь возрождения украинской государственности с помощью Польского королевства не нашел широкой поддержки во второй половине XVI столетия, но актуальность идеи защиты восточных границ Европы через слаженность совместных действий Украины и Польши с предложенным тогда Вотцом Иосифом шестисоттысячным крестовым походом против восточных «поганців», которые своими многочисленными войнами-набегами и тогда, и сейчас мешают устоявшемуся мирно-прогрессивному развитию европейского общества, стоит на дневной повестке все последнее столетие. Свое виденье решения этой проблемы, раскрытого в «Ексцитаж…», «Побудка…», «Голос на піднесення…», «Вотум», «Війську Запорозькому пресвітлий виказ», он в свое время тщетно пытался донести до пап Григория XIV, Клемента VIII, Сикстата V и европейских самодержцев.
Относительно возрождения и построения казацкого государства, епископ Киевский фактически собственным примером пытался продемонстрировать возможный вариант восстановления Украины на основе христианского рыцарства (тринадцать городских полков по образцу мальтийцев) и просвещения (создание учебных, средних и высших учебных заведений) преобразованием своей фастовской резиденции в хорошо вооруженный военизированный оплот, переименованный им в Новый Верещин. Причем непокорность украинского духа перед лицом извечной угрозы с востока должна была стать той движущей силой, которая воскресила бы государственность и заставила капитулировать извечного врага (как это было продемонстрировано трехтысячным фастовским отрядом, перед которым спасало многотысячное турецко-татарское войско в 1593-ем) – его траткаты «Дорога певна…», «Зголошення на сеймики…», «Війську Запорозькому пресвітлий виказ…», «Спосіб осадження нового Києва».
Фактически именно благодаря Ващинскому в мировой политический лексикон вошло понятие «украинский народ», имеющий историко-культурное наследственное право Руси на собственное государство, утраченное в результате татаро-монгольского нашествия XIII века (хотя с учетом исторического момента автор видел ее в качестве третьей полноправной составляющей Ричи Посполитой) с обоснованием важности этого фактора для противостояния Европы коварным восточным разрушителям-грабителям.
Преданность до самого конца своим идейным убеждением не сделала отца Иосифа слишком популярным лицом придворных кругах, ведь он стоял на стороне казаков и в конфликте возникшим в следствии убийства гетмана Кшиштофа Косинского, и в имущественных претензиях к Киевскому замковому правительству.., но навсегла вписала его имя, как пророка возрождения современной Украины — страны, ведущей последний бой с московской ордой за существование демократического мира.