История
Идея сооружения второго по времени, но первого по величию и красоте моста, связавшего бы два берега Днепра в Екатеринославле, возникла в 1912 году. Этого настоятельно потребовало увеличение грузопотока на Екатеринославской железной дороге.
В течении двух лет в рамках проекта, созданного инженером-мостостроителем Григорием Петровичем Передерием (1871 — 1953), были возведены двадцать две опоры Мерефо-Херсонского моста через Днепр.
Первая мировая война (1914 — 1918) внесла свои коррективы в дальнейшую судьбу проекта по созданию ажурной металлической арки: не смотря на установку остальных опор (до 1916 года), строительство моста было законсервировано.
Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война (1917 — 1923) затормозили развитие промышленности и научно-технического прогресса. Проект оставался замороженным.
Повторно вопрос о сооружении второго моста, уже в Днепропетровске, возник в 1929 году, когда после тягот войны промышленность начала подниматься из руин и грузооборот по железным дорогам — основным транспортным артериям огромной страны под названием Советский Союз (1922 — 1991) – восстановился.
Сооружения Мерефо-Херсонского моста по проекту Николая Михайловича Колоколова, который победил во всесоюзном конкурсе в виду экономической и эстетической целесообразности, возобновилось в 1931 году уже как одноярусной цельнолитой железобетонной конструкции. Строителям потребовался лишь год с небольшим, чтобы торжественно открыть арочную железнодорожную артерию в Днепропетровск через могучий Днепр (21 декабря 1932 года).
Во Время второй мировой (1939 — 1945) Мерефо-Херсонский мост понес значительный урон, в следствии чего его восстановление обошлось в сумму пятидесяти миллионов рублей.
И сейчас мост является одной из основных железнодорожных артерий города, без ажурных арок которой горожане уже не представляют Днепра.
Архитектура
В первоначальном варианте (1914) Мерефо-Херсонский мост должен был стать двухъярусной металлической арочной конструкцией с городским (трамвайная колея и пешеходные дорожки) первым ярусом и железнодорожным — вторым. Из данного проекта была реализована только первая часть — сооружены все опоры будущего моста.
Реализация нового проекта второго моста Днепра с использованием результатов первого этапа строительства (1932), породила симбиоз тридцати пяти железобетонных арок и двух металлических пролетов (по 52 м) общей протяженностью 1610 м.
Завершающим (на сегодняшний день) этапом в формировании облика Мерефо-Херсонского моста стала реконструкция в послевоенные годы, в ходе которой его привели в соответствие с первоначальным проектом Колоколова — мост лишился металлических пролетов.
Сейчас этот арочный мост в городе состоит из перекрытий левобережья, железобетонных арок над основным руслом Днепра, малых арочных пролетов Монастырского острова и правобережья и трех соединительных пролетов в парке имени Шевченко.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Днепропетровская обл., г. Днепр, ул. Сичеславская набережная / Монастырский остров.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е 50 (Ужгород — Тернополь — Хмельницкий — Винница — Кировоград — Днепр — Донецк), а затем к Сичеславкой набережной в центральной части Днепра.
Общественным транспортом по железной дороге до Днепра, а затем к Сичеславкой набережной в центральной части города.