С Украиной в душе или рождаются независимо от национальности и веры исповедания, и тогда она рядом всю жизнь, как бы далеко от нее не находился, или же – нет. Немецкая семья Вагнеров лишь волей судьбы оказалась на украинской земле в момент, когда Рудольфу суждено было появиться на свет (отец-военнослужащий был переведен по службе на Прикарпатье), но именно это станет одним из главных фактов, определившим всю дальнейшую жизнь мальчишки.
С рождения в предвоенном 1911-ом его девять лет нянчила-лелеяла Украина в нежных объятиях львовских Дулеб (ныне Стрый). Непродолжительная румынская пауза, и за высшим образованием он вернулся в свою малую родину, поступив в 1930-ом сразу на два факультета (философский и теологический) Черновицкого университета, где присоединился к рядам Активной Армии Черновцов.
Даже его дипломная Филиппсовского университета в немецком Марбурге была связана с Украиной – «Украинское реформационное движение в Восточной Галиции: его исторические, духовные и культурные устои». Вполне закономерно, что и работу молодой специалист Вагнер подыскал соответствующую — должность ассистента в столичном Институте Восточной Европы и Берлинском университете, благодаря чему он получил степень доктора философии перед самым началом Второй мировой (в 1938-ом).
При этом активная натура Рудольфа не могла остаться в стороне от фундаментальных исторических событий, разворачивавшихся в родной ему по крови стране в 1930-х: ряды Национал-социалистической рабочей партии Германии, ее военная полиция (СС), возвращение на Буковину в 1940-м в составе комиссии по переселению местных немцев в оккупированный польский Райхсгау Вартеланд, действовавший в стенах черновицкой гостиницы «Пансион сити», тяжелое ранение, Главное управление безопасности Рейха…
Карьера в рядах СС в послевоенные времена не помешала герру Вагнеру после британского плена подписать хартию немецких высланных, стать голосом бухенландских немцев, войти в Баварский парламент.., а вместе с тем благодаря в том числе его усилиям возродилось Немецко-украинское общество (1948), в Мюнхенском университете появилась кафедра Восточноевропейских и социальных наук (1954), увидела свет коллективная монография «Alma mater Франциско-Йозефина – Черновицкий Университет» (1975), были организованы землячества буковинских немцев с собственной печатной «Der Sudostdeutsche» (1979).
Вцелом с выходом на пенсию профессор Рудольф полностью ушел в изучение и популяризацию на Западе украинства. Его усилиям на этой ниве обязаны своим существованием целый ряд научных статей на немецком языке, как например «Избранные разведки до истории Буковины» и «От полумесяца до двуглавого орла», включающих в себя не только историю буковинских немцев, но и в целом исследования всех аспектов развития края в исторической ретроспективе.
Украина тоже не забыла своего героя, достойно отметив его вклад в восстановление исторической правды и налаживание немецко-украинских связей: звание члена корреспондента монреальской Могило-Мазепинской академии наук, почетная докторская ступень своей Альма-матер, лента Украинского Запорожья… Он ушел в небытие с высоты славы своих историко-научных достижений героя двух народов, имея за спиной крылья девяноста двух лет жизни со всеми ее взлетами, падениями, поступками.