История
Предыстория величественного православного комплекса уходит своими корнями во времена Киевской Руси, когда Владимир Святославич (960 – 1015) крестил свою страну и Буковина на три века стала частью Киевской митрополии до самого нашествия кровожадных орд с востока, фактически на века прекративших существование Украины как самостоятельного государства.
Несмотря на все перипетии нахождения буковинского православия с 1360 года под властью Молдавского княжества, которое имело непростые отношения с Константинополем, вплоть до 1630 года оно территориально относилась к Сучавской митрополии, хотя службы и деловой документооборот велись на украинском языке. Лишь с началом тотальной румынизации и переноса кафедры в Яссы доминирующее положение украинского языка пошатнулось.
После ратификации Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года Буковина оказалась в подчинении Габсбургской монархии, и разделение ее между двумя епархиями (Радовецкий и Сучавской) обе под руководством в Яссах на территории другой страны, не устраивало австрийскую власть. Поэтому в начале 1781 года император Иосиф II (1741 – 1790) своим приказом объединил буковинские епархии с Радовецким митрополитом Досифеем Херескулом (1709 – 1789) во главе. Содержание духовенства, строительство новых храмов, финансирование церковно-приходских школ, училищ и университетов, поддержка монашеские ордена по распоряжению властей шло из Религиозного фонда Буковины.
12 декабря того же года кафедра была перенесена в Черновцы, а ровно через два месяца проведена интронизация Херескула в качестве митрополита Буковинского, который за полтора года был подчинен Карловацкому митрополиту, присоединившись к австрийской православной семьи. Хотя внутреннее управления оставалось в руках буковинцев из шести (после 1869-го – девяти) членов консистории во главе с архиереем («Духовный регламент» от 29 апреля 1786 за подписью Иосифа II), которые располагались в уютной усадьбе над рекой Прут.
Синод австрийской православной церкви, который имел место быть в 1864 году, после объединения трех румынских епархии в единую Трансильванскую оставил открытым вопрос по Буковине и Далмации, на выделении которых в отдельную митрополию настаивал епископ Черновицкий Евгений Гакман (1793 – 1873) для вывода местного образования из-под опеки римского католицизма.
И хотя окончательного решения относительно дальнейшей судьбы православия края не было принято, в том же году Евгений Гакман, который во время своего епископства активно перестраивал церкви Буковины в камне, начал возведение будущей митрополитской кафедры на территории своей епископской резиденции на доминирующим холме Черновцов. Для реализации проекта был приглашен известный чешский архитектор Иосиф Главка (1831 – 1908), который работал над ним пять лет.
Работы по сооружению грандиозного храмового комплекса со школой псаломщиков и церковью Трех Святителей требовали значительного количества не только финансово-материальных средств, но и профессиональных каменщиков, резчиков, художников. Это строительство сдвинуло с места всю экономику края – началась разработка богатых известняком и песчаником карьеров в приднестровских селах, а в самом городе заработали два кирпичных и керамический заводы, была создана специальная школа мастеров.
Борьба за церковную независимость буковинского православия Гакмана принесла первые плоды в 1870-ем, когда после разделения Далмации на две кафедры Черновцы получили архиепископский статус, а 23 января 1873 года императорским декретом Франца Иосифа I (1830 – 1916) была основана независимая Буковинская митрополия с кафедрой в Черновцах.
Но судьба позволила митрополиту Евгению наслаждаться своим званием, за которое он так неистово боролся большую часть своей жизни, только два месяца, а увидеть в завершенной форме свое крупнейшее начинание – резиденции Буковинских митрополитов – ему не пришлось никогда, потому что работы (включая оформление интерьеров) продолжались вплоть до 1882 года, их стоимость достигала 1 млн. 750 тыс. флоринов.
Причем еще до окончания строительных работ главного религиозного комплекса Буковины, в 1875-ом, на базе его духовной семинарии был основан Черновицкий университет с тремя факультетами (богословский, философский, юридический) на немецком языке обучения.
После вхождения этой части Украины в состав Румынии по итогам Первой мировой войны, университет переименовали в честь Кароля I (1839 – 1914), а по возвращении в Украину в 1940-м – он получил свое нынешнее имя, Черновицкий государственный университет, с преподаванием на украинском языке на семи факультетах.
Во время боевых действий Второй мировой войны, когда вспыхнул грандиозный пожар 1944 года, комплекс Буковинских митрополитов был значительно поврежден, в том числе знаменитый Мраморный (Синодальный) зал высотой двадцать метров с его полностью разным деревянным потолком, арочной галереей и фресками.
Восстановительные работы 1957- 1964 лет частично обновили потерянный декор, но на полную реставрацию памятника архитектуры у советской власти денег не нашлось. Так что Черновицкий университет продолжил свое к существование в этих стенах так и не дождавшись полного восстановления былого великолепия.
По прошествии первых двух сложных десятилетий возвращения украинской независимости и борьбы за свою историческую идентичность на международной арене, 29 июня 2011 года центральный комплекс резиденции Буковинских митрополитов был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Двумя годами позднее была проведена его реконструкция. Так что сейчас жемчужина украинской архитектуры является украшением не только страны, но и всей Восточной Европы.
Архитектура
Ансамбль митрополитской резиденции, раскинувшийся на двенадцати гектарах северо-западной части Черновцов, был построен во второй половине XIX века и представляет собой состоящий из центрального корпуса, слева от него – здания бывшей семинарии с внутренним двором и церковью Трех Святителей, школы псаломщиков напротив последнего с отелем для путешественников, музеем церковного искусства и небольшой свечной фабрикой внутренний двор-курдонер. Центральный вход на территорию выполненного из розово-желтого кирпича в стиле неоромантизма с богатой отделкой керамическими и резными вставка под цветной полированной черепицей комплекса охраняют монументальные трехпролетные ворота с кованой оградой.
Митрополитский дворец (1864 – 1882) в плане представляет собой двухэтажное растянутую букву Н с небольшим куполом домовой церкви справа и перемычкой в виде ризалита центрального входа со сложным ступенчатым завершением и трехпролетным арочным портиком входа с балконом, на который обращен Мраморный зал. Северный парковый фасад декорирован открытыми арочными галереями первого этажа.
Внутренним композиционным центром здания служат парадный холл первого этажа и расположенный над ним двухсветовой Синодальный зал, в отделке которого были использованы различные породы мрамора, настенная роспись и деревянный резной потолок. Он соединен с не менее интересным Красной залом. В целом богато украшенные резьбой по камню, мрамором, росписью помещения имеют смешанную планировку и перекрыты полуциркульными, крестовыми, полусферическими сводами.
Расположенное справа здание школы псаломщиков (1874) – п-образный двухэтажный периметр с короткими боковыми крыльями, главным украшением которого является увенчанная полусферическим куполом башня с часами центрального входа-ризалита. Верхние ярусы последней опоясаны зубчатыми заверениями. Боковые ризалиты подчеркнуты тем же характерным ступенчатым фронтоном. Внутренняя планировка – коридорная с односторонним расположением комнат под полуциркульными сводами.
Семинарский корпус (1870), который расположен слева от дворца представляет собой п-образный периметр, с помощью переходов соединенный с семинарской церковью. Внутренняя планировка – коридорная с односторонним расположением комнат с богатой потолочный-стенной росписью, каменной мозаикой, резными элементами под полусферическими, крестовыми и коробовыми сводами. Торцевые фасады украшены характерными ступенчатыми фронтонами.
Замыкающая периметр семинарского церковь Трех Святителей (1867) соединена с ним с помощью двухэтажных переходов, первый ярус которых выполнен в виде колоннады под полусферическими перекрытиями. Высокий центральный купол храма опирается на четыре массивных пилона, а четыре столба рядом с ним поддерживают угловые главки. Украшением декорированных с утонченным великолепием внутренних интерьеров (фрески по Евангельским мотивам в обрамлении тонких линий геометрического орнамента, выполненные К. Йобсом, И. Кляйном, Е. Бучевским, Е. Максимовичем) является позолоченный, чудом сохранившийся иконостас.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черновицкая обл., г. Черновцы, ул. Коцюбинского, 2.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) или М19 (Ратно – Луцк – Дубно – Тернополь – Черновцы) до объездной. По городу: ул. Гагарина – ул. Богдана Хмельницкого – ул. Университетская, последняя из которых к главным воротам резиденции Буковинских митрополитов.
Общественным транспортом по железной дороге в Черновцы, а затем городским – к Государственному университету им. Федьковича.