Первый сноп — зачинатель жатвы, поэтому в украинских народных традициях ему уделялось так много внимания в сакральном смысле (согласно древним верованиям: если вовремя и по правилам его «зажать», то и вся жатва пройдет легко при хорошей погоде). Значение первого ржаного снопа было столь велико, что даже запрет на работу в большой праздник Петра и Павла, которым заканчивается Петровский пост, для «зажинок» отменялось.
Обычно после праздничного утреннего похода в церковь 29 июня старшие хозяева шли в поле, где хозяйка простилала рушник, на который поклонившись на все стороны сторонам ставила свечу во славу Господню и каравай с солью — дань древним украинским духам природы со словами: «Дай, Боже, легко начать, а еще легче дожать». Женщине ж отводилась сокральная роль защиты урожая от злых сил и нечистого глаза – она складывала в дальнем углу нивы два пучка не срезанной ржи крест-накрест (или завязывала на узел), колосья которых срезались в самом конце жатвы и составляли последний сноп.
Хозяину же отводилась ритуальная роль главного жнеца – он лично нарезал большой первый сноп-зажинок (или как его звали в народе «воеводы»), все составляющие колосьев которого использовались для различных ритуально-магических целей в течение года в каждом украинском хозяйстве после освящения в церкви.
Так зерно из него шло на муку для приготовления хлеб-булочных блюд только по особому праздничному случаю: на рождение или свадьбу детей, на Рождество и Пасху, хотя первый каравай из него все же выпекался утром для рабочих в день реального (на Петра зажинки были лишь номинальным ритуалом) начала жатвы (обычно от «Фотия» до «Ефросинии», но не в понедельник), что должно было помощь им в быстром и легком сборе урожай. Зерном же первого снопа осыпали молодоженов после венчания с пожеланием долгих лет вместе, здоровья, счастья, состояния и многогисленных ребятишек.
Непосредственно сами колосья Воеводы использовались для плетения праздничных веночков, спорудження «квитки» на свадебном каравае, формирования букетиков-оберегов в «красном» углу под иконами и праздничном столе да их веночных аналогов – на сволоках. Также именно их использовали для ритуала очищения дома от нечистого, вместе со святой зажженной освещенной свечой обходя все комнаты дома кругом против часовой стрелки.
И даже солома из того снопа, как утверждают украинские предания, имела сакральные функции благодаря своим целебными свойствами – ее понемногу время от времени подмешивали домашнему скоту в пищу для магической защиты от болезней или давали уже заболевшему для скорейшего выздоровления без последствий.