Уложенный на Петра, а фактически «на Прокопа» («рожи стог», «готовь спину для снопа») начало горячей поры жатвы продолжалось в зависимости от украинского региона до «Ильи» или последнего Орехового Спаса, только-то успевай снопы вязать. И хотя впереди еще была много работы (обмолот, сбор овощей, закол свежины, подготовка пашни на весну, перекопка огорода), ведь «дожинки» были лишь второй после окончания сенокоса, но далеко не последней вехой в украинском летнем рабочем календаре, окончание жатвы широко отмечалось в народе праздничным столом и песнями-танцами.
В этот день работа на поле была больше номинальной, последним с нивы срезались завязанные узлом (перекрещенные) на Петра хозяйкой две пучка-оберега, а в другом углу поля оставался небольшой не сжатый клочок лучшей пшеницы, делившийся на две неравные части.
Одна значительно большая часть несрезанных колосьев завязывалась в большой сноп и празднично украшалась лентами-цветами — это было уютное убежище для полевых духов-оберегающих поле в зиму. Для их угощения перед Дидухом (так сноп на корню звали люди) ставили хлеб с солью, рюмку водки и стакан воды — все, чтобы беззаботно перезимовать.
Другие несколько десятков стеблей (их количество варьировалось от дома к дому, в зависимости от постоянных родовых примет), предварительно заломив на восток самая молодая из девушек в доме или сама хозяйка сплетали вместе с красной нитью или лентой в косу, называемую «спасовой бородой», «козкой» или «перепелкой». Ее предназначением было служить маленькой копилкой-оберегом для урожая на следующий год (или как говорится «на развод»). Перед этим прижатым к земле после всех обрядов символом земли также ставили съедобные угощения со словами: «Вот тебе, борода, хлеб, соль и вода».
Зерно «бороды» (иногда «Ильевой бороды») перезимовавшей на поле, весной примешивали к посевному, приговаривая: «Роди, Боже, на всяку долю: бідного і багатого», как бы передавая духовное связь и силы от прошлого урожая к последующему.
Из дожинок также девушки сплетали венок, который использовали для венчания здесь же на поле «полевой царевны», лучшей работницы и самой красивой из них. В качестве подарка она получала свою «квітку» (составленный из отдельных букетиков колосьев подружек единый букет-сноп). Именно так процессия работниц с «царевной» во главе проходила праздничным шествием сквозь село в знак окончания жатвы.
Последний сжатый сноп торжественно устанавливали в углу дома, где он оберегал семью до Рождества, или оставляли на поле в качестве лакомства на зиму для диких птиц и животных «в помин души», если в этом году в семье был умерший. Муку из забранного домой – мелили уже в новом году и обычно использовали для приготовления блинов на Масленицу.