Так много разных дней в украинском году, тем более удивителен факт, как в одном конкретном из них сходятся вместе все народные легенды, приметы, поверья… По прошествии времени трудно сказать древние ли украинские верования церковь вплела в свои праздники, или религиозные вехи стали толчком к рождению народных традиций… Едва ли не главной вехой летнего сезона для украинского села с давних времен было 29 июня, когда заканчивался сенокос, начиналась жатва, отмечался профессионально праздник пастухов, а по церковному календарю — день выпадал на поминовение святых Петра и Павла. Пожалуй именно из-за такого количества его относят к Великим праздникам.
Подготовка «на Петра» (как сокращенно в народе именовали 29 июня) начиналась за две недели до его фактической даты, с началом одноименного поста, на который традиционно приходится Косень. Именно за эти две недели, когда травы украинских оврагов и степей набрали уже полной силы и их жизненный цикл начал двигаться на убыль вплоть до полного умирания, нужно было успеть заготовить сена для домашнего скота на весь неумолимо приближающийся затяжной период холодов (или как говорили в народе: «Чтобы коса осталась в июне «).
Непосредственно перед самым праздником в доме и дворе делали генеральную уборку (даже стены белили заново), украшали иконы в красном углу праздничными рушниками и готовили красивый стол к разговлению с обязательным обрядовым блюдом — сытниками, которых готовили в огромном количестве. Последнее было связано с тем, что кроме собственного празднования-угощения ими нужно было одарить каждого встречного стадника или владельца домашнего скота (фактически всех), как оберег от проблем с животными на будущее. С этой же целью женщины на Петра собирали цветущие желтые полевые травы и кормили ими дойных коров и коз, чтобы молоко было «желтым» (имело высокой жирности), а надои – высокими.
Но при всей святости этот день был исключительным в реестре украинских праздников, потому что на него единственного не распространялся запрет на работу (не зря же говорят: «На Петровку день – год»). Последняя была прописана почти для каждого: пастухи на пастбище обустраивали себе украшенную зеленью изгородь для праздничных посиделок и единственный раз в год забирали себе один удой со всего стада, хозяева – скашивали ритуальные последнюю копну сена для обустройства гнезда для наседок (по поверью повышало яйценоскость и предвещало хороших цыплят) и зажневали первый сноп ржи («Кто на Петра не косит, тот зимой у собак есть просит»), девушки собирались вместе для сбора цветущих трав и плетения венчиков обязательно с маками.
А еще считается, что именно с Петром приходило настоящее жаркое «красное» лето («На Петра и душа тепла», «Захотелось на Петра печеного льда»), хотя по народным приметам после этого дня кукушка больше в текущем году не кует, потому что «сытником украденным у святого подавилась» (если кует – к великой беде). На Полупетра или Петрового отца (следующий после дня поминовения святых апостолов Петра и Павла) в селе резали трех петухов, из которых варили три три борща в трех разных макитрах в знак трех отречений Петровых от Христа.