Рождественско-новогодние приготовления "на Игната"

Когда на носу уже рождественско-новогодние праздники, и время в предпраздничных хлопотах пролетает как мгновение, очень трудно выкроить хоть минутку на подготовку домашних украшений. Поэтому в украинской культуре издавна существовал для украшения дома специальный день, на Гната (19 декабря), в который среди этих забот ввиду строгого запрета собираться на Рождество и Новый год сугубо женско-девичьим кругом, у подружек была последняя возможность в старом году провести время вместе в веселых посиделках за изготовлением новогодних украшений.

Так традиционно 19 декабря девушки и женщины тайно собирались в хорошо убранном доме одной из хозяек со своими, специально приготовленными для этого материалами (лентами, нитями, колосьями, перьями, ржаными стеблями) и собственноручно приготовленными для вечеринки вкусностями.

За дружескими посиделками в руках мастериц рождались паучки-прорицатели (объемные формы из скрепленных вместе геометрических контуров созданных соединением кусочков ржаных стеблей с помощью продетых сквозь их полости нитей, которые подвешивались на длинный конский волос к сволокам дома и двигались от любого дуновения воздуха), анголочки-крестики защиты (контурные кружевные фигурки изготовлены с помощью связывания нитей и украшения лентами, ими украшались по бокам дверные и оконные проемы внутри домов для магической защиты на период праздников), ежики-домовики (вылепленные из глины или теста фигурки плотно украшенные колосками, которые после высыхания заготовки создают эффект «иголок»), голуби мира (глиняные форм в виде птиц украшены перьями, которые выставляли между двойными оконными рамами), куклы-обереги из из соломы на подоконники.., которые забирались домой и использовались для украшения своего жилища. В народе так и говорили: «На Гната и хата вбрана до свята».

При этом этот день считался опасным из-за разгула нечистой силы, поэтому утром хозяин обходил с иконой и молитвами поочередно все комнаты дома и свой двор с хозяйственными сооружениями, после этого мужская половина семьи занималась предрождественским наведением порядка в хозяйстве (обычно вне дома-исключительно женской епархии на это время: рубили дрова, складывали поленицы, подправляли заборы, чинили сани) и обязательно кололо праздничную свинью.

У детей на Гната были свои, не менее важные обязанности — они должны были выучить колядки-щедривки к предстоящим праздникам и стряхнуть как можно больше снега с веток кустов и деревьев, что предрекало семье богатую житье-бытие в новом году и щедрые урожаи,

Из запретов на 19 декабря у украинцев бытуют: на заем денег (к нищете), стирку и прядение (не будет урожая), на ссоры (призывать нечистого), мытье (счастье смоешь), отказе нуждающимся (сам немощным станешь).

Отражение трагического конца святого целителя Игната, которого якобы маленьким носил на руках сам Иисус и которого за веру бросили на растерзание голодным львам, своей мрачной тенью окутывает этот день, хотя и с лучом надежды на скорое новое начало с грядущими праздниками. Поэтому для моральной поддержки женский пол собирался вместе, дети носились гурьбой, а мужчины исполняли свою естественную роль — защищали свой мир от нечистого с сакральным жертвоприношением древним богам в виде заколотого кабанчика (с христианской точки зрения это трактовалось, как месть за казнь святого).

19-12-2023 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.