Орел и в 100 лет – юноша. Иван Ковалеридзе

Он в третьем поколении был украинцем, хотя по деду происходил из гордого грузинского княжеского рода Кавалеридзе, который был закрепощен и вывезен с родной земли в первой половине XIX века российским генералом Алданским после подавления антимосковского восстания Шамиля. Но кровь – не водица, вся накопленная поколениями и поколениями предков сила духа всегда живет в их потомках, а вместе с ними талант и неутомимая жажда жизни, или как говорил сам Иван Кавалеридзе: «Осел в 16 лет – старый, а орел и в 100 лет молодой». Именно поэтому весь его долгий путь — это прекрасная ода жизни, несмотря на все испытания судьбы.

Рождение в сумской Новопетровке, детство на живописной Полтавщине… красота украинской природы рано пробудили в мальчишке талант к творчеству лепки, в результате чего на свет появилась целая коллекция диковинных зверушок и людей. К счастью в нужный момент рядом с Иваном оказался его дядя, художник Сергей Мазараки, уловивший в парнишке божью искру и забравший его с собой в Киев. Логичным продолжением среднего образования для юноши стало столичное художественное училище, законченное им в 1909 году в студиях украинского скульптора Федира Балавенского, ему в то время едва исполнилось двадцать два.

Еще два года шлифование своих профессиональных навыков, и в 1911-ом молодой скульптор Иван Кавалеридзе выиграл конкурс на проект памятника Княгини Ольге, который позже был воспроизведен и сейчас украшает киевскую Михайловскую площадь. Это стало серьезной заявкой на вхождение в ряды украинских скульпторов-профессионалов. Тогда же начинается его карьера в киноиндустрии с должности художника-декоратора студии Пауля Тимана и Фридриха Рейнгарда.

Однако оккупационная московская власть отвела ему всего три года счастливой творческой жизни, развязав Первую мировую войну, во время которой он был мобилизован и до падения царского дома находился на действительной военной службе, в том числе в рядах 3-го Сводного гвардейского запасного батальона охраняя Романовские апартаменты в Царском Селе.

Перебравшись в 1918 году в Ромны, где он остался и после возобновления московской оккупации под красными флагами с проигрышем Украины в Освободительной борьбе, Иван Петрович работал учителем, впоследствии директором передвижного театра. Но с момента установления диктатуры пролетариата над Кавалеридзе навис дамоклов меч, репрессии были лишь вопросом времени после сноса его Княгини Ольги в 1919-ом.

С началом московитами репрессивно-расстрельного марафона за принадлежность к украинству жизнь скульптора вообще оказалась на грани после арестов оккупантами выдающихся украинских деятелей искусства, таких как Остап Вишня и Николай Кулиш, чьи созданные им бюсты были разбиты и преданы анафеме. От греха подальше в 1928-м он переезжает в Одессу, где возглавляет местную кинофабрику, а еще через шесть лет — столичную.

На последнем месте работы в конце 1930-х он начинает работу над лентой посвященной легенде украинского фольклора Алексею Довбушу, что через два десятилетия станет отправной точкой в его травле со стороны московских оккупационных властей. Ее запустил Хрущев лживыми обвинениями Кавалеридзе в кубизме и «недостойном» поведении скульптора в оккупации во время Второй мировой войны.

Голосовных клеветы красного вожака оказалось вполне достаточно, чтобы фамилия Ивана Петровича была вычеркнута из всех текущих инициатив и проектов, в Сумах за ночь уничтожен памятник Шевченко его руки, а также был введен запрет на его преподавательскую деятельность. Фактически негласная опала продолжалась до самой смерти талантливого украинского художника 3 декабря 1978 года. Ему было девяносто один, хотя душой он так и остался «умным юношей своим безумством», удивительно работоспособный и активный до последнего мгновения.

Только с падением советского режима честное имя выдающегося скульптора вернулось на страницы истории украинской культуры. Его Княгиня Ольга на Михайловской была восстановлена в 1996 году.

13-05-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.