Ум, выдержка, энергия, стойкость. Николай Кибальчич

Гений физики, на десятилетие опередивший свое время. Немногим, как ему, удалось за столь короткое отведенное на земле время вписать свое имя золотыми буквами в анналы мировой науки. Он яркой кометой промелькнул на небосводе отечественной физики, оставив после себя яркий шлейф огромного наследия, который стал основой для открытия закона ракетодинамики и создания современных реактивных самолетов. Николай Кибальчик, самый младший отпрыск сербско-украинской семьи.

Он родился с неугомонным духом познания и обостренным чувством социальной справедливости, недаром подростком ему хватило моральной силы пойти против воли отца-священника и бросить Черниговскую духовную семинарию (видимо гены деда-бунтаря взяли верх над здоровым смыслом пассивным бытия серых масс). И недаром – жажда знаний и настойчивость обеспечили Николаю Серебряную медаль Новгород-Северской гимназии по окончании полного курса.

Вдохновленный своей любовью к точным наукам в восемнадцать Кибальчич-младший — студент Петербургского института инженеров путей сообщения, а еще через два года — Медико-хирургической академии. Однако получить высшее образование, не смотря на природный талант и все способности к обучению, ему так и не суждено – по обвинению в хранении антиправительственной литературы в октябре 1875-го его упекли за решетку киевской Лукьяновки.

Три года, запрет на продолжение учебы, нелегальное положение, вступление в ряды революционных движений «Народная воля» и «Земля и воля»… и вместе с тем все свое свободное от активной социально-политической жизни время Николай Иванович посвящает разработке проекта своей золотой мечты, воздушного аппарата на реактивном двигателе.

Но политическая активность таки решила его судьбу — именно от сконструированной Кибальчичем бомбы 1 марта 1881 года погиб московский царь Александр II. Его арестовали спустя шестнадцать дней на съемной квартире. И хотя у обвиняемого было право на отсрочку для ознакомления с материалами дела, он отказался от него для принятия участия в процессе вместе со своими товарищами по революционному оружию. Суд над народовольцами начался 26 марта того же года, а уже через четыре дня им был вынесен смертный приговор за убийство царя.

Вот только Николай в камере это время не тератил зря на сомнения, отчаяние и переживания о своей судьбе. Предвидя свой скорый конец, он работал день и ночь над окончанием дела всей своей короткой жизни — того самого проекта летательного аппарата на реактивном двигателе и обоснованием идеи использования регулируемой силы взрывов для движения аппаратов (того , что спустя десятилетие Циалковский сформулирует как Закон ракетодинамики). Его работоспособности и стресоустойчивости в столь тяжелых обстоятельствах были поражены все, от адвоката В. Герарда и председателя суда Е. Фукса до последнего офицера охраны.

Причем первое из двух за те отдавленные судьбой последние семнадцать дней жизни он не только успел выполнить, но и отправить на рассмотрение научного совета, хотя ответа от него дождаться так и не успел. Кибальчич был казнен вместе с другими народовольцами в 8-20 утра 3 апреля 1881 года, причем на табурет виселицы он добровольно стал первым среди своих братьев по оружию; ему не исполнилось и двадцати восьми.

Николай Иванович до последнего мгновения остался верен себе: вместо последней исповеди — долгая теологическая дискуссия со священником, вместо последнего поцелуя креста на эшафоте — отрицательный качок головой, ни напрасных надежд, ни раскаяния в содеянном, лишь философская печаль о жизни и неуспетом. На небес ушел за свои убеждения талантливый, неординарный украинец, лучшей эпитафией которому может служить его характеристика судьей, вынесший ему смертный приговор: «Кибальчич — отличный ум, чрезвычайная выдержка, адская энергия и поразительная стойкость…»

27-08-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.