Тот, кого не звали

Главное обиталище зла – человеческие сердца со всеми их слабостями и пороками, но он – причина всех бед и несчастий на земле, он – один из толпы и неотъемлемая ее часть, он всегда здесь, хотя его никто не звал. И хоть внешне его не отличишь от прочих, но если хорошо приглядеться, то ненароком увидишь тень от рогов или клок шерсти выглядывающий из накрахмаленного ворота, след ставленный копытом или поросячий пятак вместо носа, а может услышишь тихое шуршание помахивающего хвоста.

Зло в людском обличии под личиной многих имен, чтобы не привлекать в дом (беда, дидько, ирод, сатана, нечистый, дьявол, лукавый, рогатый, он, шатан, хвостатый, тот) – его величество повелитель тьмы – черт, главный отрицательный персонаж украинской мифологии.

По одной версии он водится в пустынный местах (в камышах, в болоте, в диких зарослях бузины, на перекрестках дорог, рядом с мельницами и под землей), выжидая одинокого путника, чтобы обратить его в свою черную религию и сподвигнуть на недоброе дело. Причем свою силу он имеет лишь ночью, а отчим его домом считается ад.

В другой интерпретации народного фольклора черт имеет человеческое обличие, живет как все, подыскивает себе подходящую пару, чтобы завести маленьких чертенят и увеличить количество зла на земле. Активный, худощавый мужчина небольшого роста. Основным местом его обиталища числятся вовсе не мифический ад, а человеческое сообщество – моментальное превращение в “знакомого кума”, “красивого юношу”, “соседа”.

Считается что изначально черт был един как сын Чернобога и Мары, но соскучившись в одиночестве от испросил себе у Белобога разрешения обмокнуть палец в живую воду, чтобы стряхнув ее обрести товарища в обмен на обещание не творить зло. Но коварство взяло верх – бес обмакнул в воду не палец, а всю руку и стал стряхивать ее во все стороны в следствии чего на свет появилось тринадцать чертовых дружин, которые тут же взбунтовались против Ирия (славянский рай, где живут души мертвых и птиц). В наказание Белобог сбросил их с небес на землю, куда они летели сорок дней, а после его слова “Аминь” остались там, куда попали – в лесах, полях, селах и городах.

Как утверждают украинские легенды именно князю тьмы и его приспешникам человечество обязано всеми вредными привычками начиная с выпивки, курения, брани и азартных игр для мужчин и всех видов косметики для женщин, хотя им же человечество обязано умением добывать огонь, изготавливать муку, печь пироги и прочими ремеслами.

А еще силам зла народная молва приписывает и роль вершителей справедливости и поборников морали – если бедный делился со старцем последним, то получал большую награду, а жадный богач терял свое злато; для девушек существовала угроза быть соблазненной дьяволом в облике прекрасного юноши; а пьяница мог очнутся в луже вместо привидевшийся роскошного дворца, куда его приводил “знакомый кума”. Черта по поверью можно было приручить и перевоспитать, чтобы он помогал по хозяйству и смотрел за детьми – таких домашних “хованцев” (домовых) можно было купить у мольфаров или непростых людей.

09-06-2019 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.