Истоки традиций праздника, который в Украине отмечается 25 марта и по канонам называется Благовещением, лежат за многие тысячелетия до возникновения самой христианской религии, в скифском праславянстве с его культом огня (к нему также относятся Рождество и Купалы) и не имеет никакого отношения к Богородице в ее христианском смысле.
Ведь с давних времен Благовещение — это окончательная победа весеннего тепла над зимними холодами смерти, и связано оно было с богиней земли и покровительнецей летних дождей Ладой, поэтому праздник еще имел неофициальное название «Громовица». Согласно древним украинским народным верованиям богиня отдыхает на алтырь-камне, который находится на острове Буяне (по другой версии вместо камня — береза, которая растет там же вверх тормашками: корни к верху, ветки — под землей), просыпается 25 марта, чтобы вместе с Ярилой-Солнцем вернуться на землю и даровать людям дожди-урожаи – бог ведет золотой плуг. Да и ласточки-птицы счастья возвращаються из теплых краев им в помощь именно в этот день («Щедрик-щедрик, щедривочка, прилетела ласточочка. С Благовещением света Дажбожьего!»).
Именно поэтому традиционно на Громовицу жгли костер из зимних соломенных лежанок, старый веник и личаки, вокруг которого водили хороводы, через которые прыгали, дымом от которого окуривали одежду и домашние углы, чтобы прогнать зимних злых демонов ленности и безделья. До того землю тревожить, в любом виде от копания до починки заборов, нельзя было («земля до Благовеста спит», «до Благовещения зимы не ругай, а саней не прячь»), ибо наказанием за ослушание будет засуха. В тот день все должны были радоваться солнцу, поэтому даже собаку хозяин из будки выгонял, а вот гуся-курицу не беспокоили, потому что те могли снести яйца такие большие, как аистовые.
Также, как предэтап подготовки к предстоящему весенне-полевому сезону, на Благовест выпекали множество проскур, которые после освящения ждали своего времени к севу, когда должны были оказать духовную помощь в этом нелегком труде, облегчить физическую усталость сеятелей и защитить полей («чтобы родил, чтобы град посева не побил, чтобы дождевая туча нивы не обходила»). Оттуда же происходит традиция вплетать девочкам в косы прошлогодние сушеные цветы освященные на Маковии (чтобы урожай был не хуже прошлогоднего) и танцевать «кривой» танец после обеда.
Праздничный стол на Громовицу готовили заранее, и состоял он традиционно из «медвежьего лакомства» (в народе говорили, что именно в этот день медведь впервые выглядывает из своего логова после зимы): «шулики» с маком и медом, овсяный кисель, сушеная ботва и гороховые «комы».
При этом в день пробуждения Лады считался в Украине едва ли не одним из самых больших праздников с более строгим запретом на труд, ведь даже «птица гнезда не вьет, девка косу не плетет, вон кукушка мостилася, без гнездышка осталась» (считается, что в гнездо плетеное в этот день в покарание Перун сожжет своей молнией). Начинание любого дела предвещает его плохое завершение, в том числе оплодотворение – к тяжелой беременности, родам и больному ребенку.
Запрет не касался лишь пчеловодов, которые обязательно должны были 25 марта выставить ульи — маленькие храмы бога-Солнца под лучи их покровителя, чтобы он даровал богатый медосбор, а пчелы успели раскрыть соты для нектара первых цветов («Божьи мухи на Благовесту также Богу молятся!» ).
Так как Лада считается покровительницей весенне-летних дождей, которые будут способствовать или наоборот (слишком обильные или в неподходящее время) мешать хорошему урожаю, то вода на Громовицу считается по духовной силе привлекать добро и выгонять злые силы на столько же мощной, как и на орданская, стритенская или купальская. Она гонит человеческую лихорадку, а поля бережет от града и чрезмерных ливней. Благовещенскую воду используют для приготовления пасхальных крашенок. А женщину, нарушившую в этот деньзапрет на выпекание хлеба, в случае засухи обливали громовичной водой, что должно было снять проклятие.
Магия 25 марта марта наделяет голову убитой в этот день змеи мистической силой с помощью проросшего сквозь нее чеснока (перышки положить под шапку) видеть ведьму, выходящую из церкви (ибо в этот день они как раз рождаются), или черта, и даже сбросить с нечистого шляпу. А оставленное на этот день в доме веретено предвещало «видеть гадов все лето».
В печи сожженная на Громовицу соль обладала чудодейственными лечебными свойствами от лихорадки. Стоять глухому под колоколом в этот день — снова услышать мир. Зажженная благовещенская свеча спасает от запора. Боярышник собранный 25 марта – незаменим для ран от укусов змей. Топтать ряст (жить, потому что ряст — зелье жизни), чтобы топтать и в следующем году («Топчу ряст, топчу ряст. Дай, Боже, дождаться и на тот год топтаться»). Умываться пролисковой водой — иметь хорошее личико. Здоровым же весь год будет тот, кто от Благовещения будет спать в холоде.
Из украинских народных примет на Благовещение: гром — на богатый мед; девушке увидеть пролисок — к замужеству в текущем году; громовичные рожденцы – все сплошь уродцы («из благовестного теляты, добра не ждати»); не прилетели ласточки – к холодной весне; дождь — к ржи и грибному лету; хорошая погода – к урожаю; какой Благовест, такова и Пасха; как Благовещение проведешь, так и весь год; уха из пойманной в этот день щуки — здоровье на целый год; благовещенский снег к неурожаю; тишина на восходе солнца — к большому зерну; громовичный мороз огурцов принесет целый воз; благовещенский туман – к наводнениям.