История
Борисфен, Славутич, Днепр… как много силы, мощи, прошлого звучит в этих именах. Перед ними расступаются воды великой реки, обнажая всю украинскую историю через призму европейских событий, начертанную незримыми чернилами на его волнах самой судьбой как урок грядущим поколениям.
Документальная же история того, что зародилось в недрах палеоген-неогенного моря в период его трансгрессии, начинается на страницах четвертой книги «Мельпомена» древнегреческого историка Геродота (484г. до н.э. – 425г. до н.э.) с описания Скифии, главной рекой которой выступал Борисфен с его порогами.
С берегами могучей реки столетиями будет связана жизнь всех прародителей будущих украинцев – свои многочисленные следы местами стоянок, монетами, наконечниками стрел, крестами, черепками глиняной посуды, погребальными курганами на ее берегах оставили многочисленные европейские племена.
И хотя название Днепр появляется в сохранившихся документах с IV столетия, общеевропейскую известность реки под именем Славутич обеспечил труд византийского императора Константина Багрянородного (905 – 959), который подробно описывает ее особенности под славянскими названиями и способы преодоления порогов русскими лоцманами, которые использовали ее в качестве отрезка торгового водного пути из Киевской Руси в Византию в коммерческих целях.
В собственных документах древнего украинского государства река не единожды появляется в летописи «Повесть временных лет» (XI – XII) и эпичном произведении «Слово о полку Игореве» (1185) как поле для исторических событий на обширной территории Киевской Руси. Лаврентиевская летопись от 1377 года подтверждает пролегание в былые времена знаменитого торгового пути из «варяг в греки» именно по украинскому участку водной артерии со стольным градом Киевом.
После разрушительного первого нашествия кочевников с востока (1241), после которого запад страны захватила Польша, а Крым – татары, Днепр остался той единственной спасительной гаванью, где украинцы могли жить вольно в постоянной борьбе за существование сначала с польско-литовскими завоевателями, а затем московской тиранией при угрозе османско-татрской орды с юга.
Зародившаяся в XVI столетии на берегах Днепра Запорожская Сечь стала тем первым сильным всплеском генетической памяти славных корней, который не смогли подавить не ополячивание, ни подмена понятий и переписывание истории московитами. Однако борьба за украинскую землю продолжалась – Турция в содружестве с крымскими татарами, Московия и Речь Посполитая не собирались поступаться своими поползновениями эту благодатную землю ее исконным жителям.
Так в 1635-ом в районе Старого Кайдака поляки устроили хорошо укрепленный опорный пункт, который стараниями отрядов под предводительством Ивана Сулимы ( – 1635) был разрушен до основания. Однако окончательно польские притязания на днепровские земли были отбиты лишь в 1656-ом.
Этим ознаменовался недолгий период расцвета реки как главной водной артерии гетманской Украины, не смотря на все перипетии «руины» – строятся водные пути до Немана и Вислы через соединительные каналы (Огинского, 1768 и Королевский, 1775 соответственно) для торговли с балтийскими портами.
С московитами дела обстояли хуже – за неимением собственной истории (мокшанско-монголо-татарское прошлое не в счет) Киев и Днепр были им жизненно необходимы в качестве обоснования собственной принадлежности к славянским народам. В ход шли невыполненные сладкие обещания и лесть, а на деле – руками украинцев фактически было отвоевано у крымчаков Дикое Поле и все Левобережье, после чего началось уничтожение всех неподконтрольных правительству национальных военизированных подразделений и ликвидация института гетманства. А в 1775-ом по приказу российской царицы Екатерины II (1729 – 1796) разгромлена Запорожская Сечь как последний оплот свободного украинского духа. На долгое столетие Украина руками московитов была ввергнута в рабство.
Оккупации империей Романовых Днепра закончилась с окончанием развязанной ею самой Первой мировой войны (1914 – 1918), которая похоронила их государство как таковое. На его руинах, сметя законную украинскую власть, восстали последователи кровавых имперцев из красных большевиков, которые для начала устроили на благодатной приднепровской земле искусственный голодомор 1932 – 1933 годов для сломления воли украинского народа, чтобы в его опустевшие дома заселить выходцев из мокшан, а потом устроили тотальный репрессивный террор, заодно затопив знаменитые пороги.
Под один из основных ударов развязанной красными советами и фашистской Германией Второй мировой войны (1939 – 1945), в которой полноводная голубая лента использовалась поочередно каждой из противоборствующих сторон в качестве линии обороны и плацдарма для нанесения очередного удара по противнику, вновь попала многострадальная украинская земля.
В послевоенном советском мире Днепр стал главной транспортной артерией Украинской республикой с интенсивным пассажирским и торговым сообщением, а так же рыбным промыслом (80% всей речной рыбы Украины).
Первые два десятилетия украинской независимости после мощнейшего экономического коллапса, организованного московскими коммунистическо-чекистскими элитами, речное сообщение на великой украинской реке практически остановилось, но Революция Достоинства и реформы проводимые Петром Порошенко, не смотря на нападение России в 2014-ом, придали такой мощный экономический импульс, что речное сообщение начало возрождаться, и сейчас Днепр вновь является одной из важных речных восточноевропейских магистралей.
Архитектура
Берущий свое начало в небольшом болоте Аксенинский мох на южном склоне Валдайской высоты Среднерусской возвышенности, на своем 2285-километровом пути (по территории Украины 908км) в районе Киева Днепр наталкивается на Украинский кристаллический щит (в основном граниты возрастом 2,6 млрд. лет), а между Днепром и Запорожьем его быстрый бег пересекали скальные обнажения порогов до затопления в 1932-ом в ходе сооружения дамбы Днепро ГЭС в 1932-ом.
Огромная площадь бассейна реки (503 500км², в Украине – 291 400км²) при ширине долины до 18км и уклоне 0,11м/км обеспечивает водой 70% населения и больше половины всех речных перевозок страны. Берега вдоль ее течения меняют свой контур от пологих до крутых высотой восемьдесят метров в зависимости от рельефа местности и ее притоков, которых насчитывается 15 380 штук (суммарная длинна 67 156 км).
Искусственно созданные дамбы и гребли значительно изменили контур украинской части Днепра несколько спрямив русло, которое украсили пруды и водопады, что однако изменило ее экосистему, уменьшив скорость течения от первоначальной в 14 – 30 раз.
Флора голубой ленты представлена 8 видами водорослей и 69 высших растений (Дрепрово-Бужский лиман – 25 макрофітів), причем наибольший растительный массив наблюдается на Кременчуцком, Кураховском и Киевском водохранилищах. Наибольшую популяцию составляют тростник, камыш, рогоза.
Фауна реки богата и разнообразна, ведь практически все зафиксированные виды речной рыбы Украины, а это около семидесяти видов, представлены здесь. Причем низовье в этом плане более богато – до 65 видов, в то время как в районе столицы насчитывается лишь четыре десятка. Самыми распространенными видами являются карповые, сельдевые, осетровые и угревые. Около ста видов пернатых гнездятся на ее берегах, а так же до трех десятков видов млекопитающих, относящихся к четырем рядам (рукокрылые, насекомоедные, хищники, грызуны), постоянно живут здесь.
Достопримечательности
Конечно же главной достопримечательностью Днепра некогда являлись девять гряд его порогов (скальные обнажения между современными городами Днепр и Запорожье) протяженностью семьдесят пять километров, уничтоженные при строительстве ДнепроГЭС.
Природные острова, контуры которых изменила хозяйственная деятельность человека, и сейчас являются главным его украшением и достопримечательностью. Из их великого множества больших и малых конечно же выделяется всемирно известная колыбель казачества запорожская Хотрица, одно из сакральных мест Украины во все времена Монастырский остров в Днепре, огромный остров Муромец в киевском районе.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Черниговская, Киевская, Черкасская, Кировоградская, Полтавская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская, Николаевская области.
Как добраться
На автомобиле по любой трассе, пересекающей Черниговскую, Киевскую, Черкасскую, Кировоградскую, Полтавскую, Днепропетровскую, Запорожскую, Херсонскую, Николаевскую области, которые с севера на юг пересекает Днепр.
Общественным транспортом до любого из 25 городов (пять из них областных, включая Киев) или селения на берегу великой украинской реки.