Праздник Михи. День Трех святых

Суровый статный красавец на белом, как снег, коне… он сходит с небес на грешную землю, и величественная поступь его потрескиванием первых заморозков, шуршанием последней опавшей листвы, воем ветров, пронзительным вороньим криками слышна во всех, самых отдаленных уголках украинской земли – это на землю прямо с небес 8 ноября сходит сам Миха, величественный ангел-победитель Сатаниила, главный покровитель-защитник Руси-Украины (недаром же на столичном гербе он изображен в момент своей высшей славы).

Да не сам предводитель небесного воинства на охрану вверенной территории в этот день, вместе с ним верные спутники: божий посланник Гавриил и целитель Рафаил. Потому как нечисти на украинской земле – без счета, и пока Перун спит, небесное воинство должно хорошо следить за порядком на земле, все необходимое у них есть: огненные мечи, сила и решительность в борьбе со вселенским злом и любовь к украинской земле (недаром Михайловский Златоверхий возведенный в Киеве в его честь еще в XII веке сейчас считается кафедральным) .

В украинском фольклоре Миха стал косвенным виновником появления такого большого количества проявлений нечистого на земле, ибо когда своим огненным копьем (в другом варианте – стрелой) пронзил Люцифера, которого за самолюбие, гордость и злобу Боженька приказал сбросить с неба, на землю посыпалось также все чертово воинство – кто где на землю упал, тот тем и стал: в воду – водяным, в болото – болотником, в лесу – лешим, на дворе – дворовиком; согласно старинного принципа «я тебя родил, я тебя и убью», он так упорно и борется с нечистым.

Ради спасения от нечести Михаил даже даровал людям защитный огонь, украв его из Рая с помощью факела зажженного от Всевидящего ока, Зинницы божьей, да волшебную всесильную травыстрел-траву, служащую оберегом всему живому от злых сил (ею в древности украинцы украшали не только осе но и все хозяйственные постройки во дворе, особенно со скотом.

На Трех святых домовой, который хоть и относился к потустороннему миру, был в особом почете – чтобы уберечь духовного хозяина дома от случайного уничтожения охотящимися богами, 8 ноября хозяин ставил ему на печку или скамейку у печки кружку пива с настойчивыми уговорами не покидать в этот день дома, а особенно боязливые – и сами старались из хаты не выходить. Еще было заведено вечером «угощали» домового, чтобы всю зиму не капризничал: обычно это были какие-то обрядовые печенья круглой формы и стакан молока на печке (утром «недоедки домового» скармливали птицам и скоту).

Причем это ритуальное кормление скота также было связано с культом небесного защитника Украины, ведь Михаил также считался покровителем зверей, именно он помог человеку приручить всех домашних животных, а первой — собаку, которая и вывела человека в люди. В его же заслугах — обучение человечества ремеслу охоты, скорняженья и медосбора, поэтому-то особое уважение ему во все века было от представителей этих профессий, которые обеспечивали сытый стол и теплую одежду зимой.

Существует поверье, что именно сверхмощная сила Люцефероборца дала возможность ему не только хлебом насущным помочь человечеству, для лучшего взаимопонимания всего живого на земле непростым он даровал возможность понимать язык животных, а скоту — человеческую речь. Трехсвятки – зачинатели нового цикла бытия, в котором все живое до весны окончательно переходит на зимний цикл существования; в древности ними ​​заканчивался сезон сватовства («После Михайла, хоть и за шкандыбайла»).

Украинский культ предков еще за долго до прихода христианства, которое по-нехристиански немилосердно к душам некрещеных и самоубийц, наделял Миха, единственного из всех богов, способностью собирать неприкаянные души и перевозить их на ту сторону реки забвения — кого к праведному Солнцу, а кому самый путь был в ад, в царство царь-змея на вечные муки.

Яркая разносторонность фигура самого святого, оставила о 8 ноября в украинском говоре немало разнообразных примет и поговорок: Михаил на белом коне едет, морозы кует, а бывает — и пропускает; что Михаил-архангел закует, того и Николай не раскует; ясный-красный Михаил в морозе – лютая зима на пороге; ветер на Миху с юга, будет тепло и до полудекабря; от Михаила зима санями уезжает; как Михаил дождем не «услужит», добрую сухую весну нагадает; звидае Михалко, ци маш теплые ногавки; как Михайко с ледком, так Кузьма с медком.

08-11-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.