Рождения Луны и Нового года на Василия

Ровно в полночь на восьмой день после Рождества под покровом ночи в призрачном сиянии одних только звезд на украинские просторы первая молния-вестница весны, Маланка, приводит за руку своего младшего братца, Василя, чтобы проведать Матушку-Землю, и в вечере того же дня вознестись на небеса вместе со своим дядей, Ярилой-Солнцем, подарив людям радость нового круга бытия с его надеждой нового начала.

За долго до христианских времен (как минимум в IV в. до н.э.) украинские предки праздновали 1 января День рождения красавца-Молодыка, покровителя домашнего скота, отождествления трудолюбия, преданности и любви. Его рогатый символ, как оберег от злых чар и магический магнит для противоположного пола, носили в украшениях-лунницах еще трипольцы и скифы, хотя и в современной культуре он занимает свою нишу, как дань наследственности поколений («Ти, Місяцю, ти, королю, і красна Маланка із тобою»).

Считалось, если Молодык в лице пригожего парня первым переступит порог дома 1 января с добрыми пожеланиями – весь год тому дому быть со счастьем, достатком и благополучием. Поэтому после полуночи девушки-щедровальщицы оставались дома, а парни с полными карманами и рукавицами разнообразного зерна (пшеница, рож, гречка, просо, мак..), иногда даже с плугом, шли посевать по селу, не пропуская ни единой хаты.

С древней приговоркой-пожеланием: «Сійся, родися, жито-пшениця і всяка пашниця на той Новий рік, що ще не був як вторік», – они переступали порог дома по приглашению хозяев, щедрой рукой сея на пол принесенные дары и имитируя процесс вспашки. В благодарность хозяева одаривали засевальников мелкой монетой, кусками паляницы или другой обрядовой выпечкой со словами: «Только колос», на что прощаясь от хлопцев следовал ответ: «Бувайте здорові, нехай ся вам ведуть воли і корови».

Перед уходом хозяйка уговаривала первого засевальника присесть на минуту на порог, что по поверью должно было обеспечить хозяйству хороший приплод домашней птицы в грядущем году (за это тайком она вкладывала ему в руку отдельную монетку). С этой целью 2 числа собрано в угол после посева зерно хозяйки скармливали своему птице, потому что считалось, что оно обладает магическими целительными и защитными свойствами. Собранные края короваев у засевальников выкупали за отдельную плату и угощали ими скот на Василия как духовное вечное.

Перед уходом гостей хозяйка уговаривала первого посевальщика присесть на минутку на пороге, что, по поверью, должно было обеспечить хороший выводок птицы в следующем году (за это отдолжение она тайно совала ему в руку дополнительную монетку). С этой же целью 2 числа хозяйки скармливали домашней птице зерно, собранное в угол после обряда посевания, ибо оно считалось обладающим магическими целебными и защитными свойствами для пернатых. Собранные краюшки каравая так же выкупались у посевальщиков за определенную плату и скармливались скоту на Василия в качестве как духовной пищи-оберега на год вперед.

Утром в День рождения Месяца вся семья собиралась в доме старшего в роду для ритального совместного завтрака, королем которого считалась запеченная с пряностями свиная голова (потому что луна якобы особенно благоволит к этому виду животным). Богатый праздничный стол (львиную часть которого составляли блюда Маланчиной щедрой кутьи) считался залогом благодатного года.

Интересно, что пришлое христианство в Украине веками боролось со старыми обычаями и обрядами, заменив рождение Луны, сына Матушки-Земли Ваисилька, на чествование своего одноименного святого Василия Великого, пытаясь сгладить-затмить этим дату евангельского обрезания Христа. Но даже через полтора тысячелетия украинцы продолжали придерживаться своих традиций и прадедовских обычаев, что документально подтверждено очередным церковным запретом «Коляди б і овсеня, і плуги не кликали» от 1628 года.

После многочисленных попыток в дело попыталась вмешаться светская власть, когда безумный московский царек, Петр I, ввел в 1700 году новый календарь, сместивший исторические даты, а также приказным порядком объявил празднование Нового года 1 января (традиционно в Украине праздновался 1 сентября или в начале марта). Но и это не помогло, древние традиции щедрования-посева и по сей день живут в украинском обществе с каждым годом приобретая все больший размах.

В некоторых местах в честь пришествия Новолуния в хату заводили на 1 января какой-то рогатый скот (рога животного отождествлялись с рогами молодого Месяца) – чтобы божичь видел человеческое уважение на свой День рождения, шагая по земле. Поговаривают, что именно поэтому луны этой ночью на небе никогда не видно , хотя по другой легенде – ее на время воруют ведьмы Лысой горы для освещения своего новогоднего шабаша.

Вместе с Василием-зимним на украинскую землю ступают и остаются до следующей осени божичи-Спасы, которые отвечают за будущие урожаи. Поэтому ритуал посевания зерна — это также дань и им в контексте зарождения нового земледельческого цикла, задабривание небожителей для получения их расположения. А еще загаданное в момент наступления Нового года желание по поверью обязательно должно осуществиться, так как в коловороте времени граница между небом и землей в это мгновение стирается (по другой версии — что делал в тот заветный момент хорошое или плохое, то и будешь делать следующие 365 дней).

Днем после семейного завтрака община собиралась на ближайшем перекрестке дорог для совместного проведения досуга-празднования (так называемый донец, пляс, сход). Причем само действо происходило между двумя кругами: внутреннее — музыканты, широкое внешнее — женский пол, а танцевали-развлекали собравшихся ряженые хлопцы и мужчины, при этом пытаясь продемонстрировать всю свою ловкость, лихой нрав и актерское мастерство.

Рождение Луны, которая так сильно связана с водой на земле, что влияет на приливы и отливы мирового океана, – это своеобразное предпразднование рождения древней украинской богини Даны, повелительницы всей земной влаги. В народе считается, что вода в этот день набираеться потусторонней силой, которая несет в собе заговоры на здоровье, счастье и удачу. Так из древности дошел обряд обливания водой утром 1 января, шутливое бросание в прорубь парней, купание масок (смывание вечером после всех торжеств и гуляний раскраски с лица), вметание в воду болезней, печалей, проблем.

В некоторых украинских селениях также до сих пор сохранился обряд «купания хлеба», во время которого хозяин, или ряженная мужчиной хозяйка, погружает хлеб в воду ближайшего водоема («Не купається хліб у воді, але я в здоров’ї й силі!»), затем набирает ведро до самого края («Не води беру, але меда та вина!»), а дома кладет ту хлебину каждому из семейства от старого до малого вместе с умыванием в той принесенной святой воде («Абисьте були такі величні, як Василь величний!»).

Мусор между Святвечером и Василием, по старинным поверьям, выбрасывать ни в коем случае нельзя, потому что вместе с ним можно выбросить из дома удачу и счастье. Его можно лишь сжигать в собственной печи, и дым плодородия должин устлать подворье своеобразным магическим защитным муаром, а золой той посыпают деревья в своем саду, чтобы они лучше плодоносили и ненужно было бы их «пороть».

Одним из центральных обрядовых действий домашней магии в Украине на рождение Луны было приготовление Васильевой каши, которая выступала главным предсказателем на весь следующий год. Ее готовили на ужин из отборного зерна и тщательно следили за всем процессом, иначе: если вылезет на печь – добра не жди, а если горшочек треснет — впереди год утрат и горя. Такую плохую кашу выбрасывали в прорубь вместе с тем горшочком. А хорошую кашу делили поровну между всеми членами семьи и съедали до последней крошки, чтобы здоровье и удача сопутствовали ее отведавшим на весь год вперед.

Среди прочих примет и поговорок на Василия в украинском эпосе были: как Новый год встретишь — так его и проведешь; богатый стол — к удачному году; луч солнца на Василия — к счастливым встречам следующего Рождества; какой туман — такой и урожай; звездная ночь — к ягодному лету и урожаю гороха; метель на Новый год — орехов будет, как снежинок; Новый год весну зовет.

01-01-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.