Щедрый вечер или "Маланка"

Чтобы разнообразить время между щедрым Рождеством и постным Крещением по давней украинской традиции приходит веселая «Маланка» или Щедрый вечер (31 декабря), которая припадает на день святого Василия Великого или Новый год (в ночь на 1 января). Переплетение церковных и народных дохристианских обрядов породило на свет гремучую смесь веселья, которые так разнообразит серую обыденность зимы.

А начиналось все конечно же с приготовления роскошного стола, королевой которой была щедра кутья, как символ плодородия и богатства. Приготовленная на узваре из отборных цельных пшеничных зерен или ячменя с добавлением сливочного масла или смальца и различных сухофруктов. Еще в разных регионах Украины в праздничном меню были и другие обязательные блюда, которые на праздничном столе символизировали Маланку: каравай или кровянка. Причем общее меню не имело ограничений ни в количестве, ни в выборе блюд.

Вторым по значению было приготовление гостинцев для щедровальников, которые ходили по домам с пожеланиями мира, благополучия и согласия, а еще конечно же хорошего урожая и большого прироста скота. Эти небольшие подарки-благодарности обычно состояли из каких-то мелких денег и вкусностей: конфет, разнообразной выпечки (традиционно кныши, пироги с мясом и капустой), колбасок кровяных с гречкой или мясных…

Веселая компания щедровальников собирался вместе вечером, причем это была в какой-то мере разновидность украинского карнавала, так как ее представители ярко красили лицо, переодевались в различных мифических персонажей, потому активными участниками действа конечно же были дети от самых маленьких и молодежь. Для преображения в ход шли заранее изготовленные маски из липовой коры и все подручные средства и украшения – так в пестрой толпе появлялись страшные Смерть, медведи, журавли, бараны, старухи с клюкой, цыгане, евреи, москали, солдаты, жандармы…

Первыми шли щедровать маленькие дети, которые требовали за свои не хитрые рифмованные щедривки небольшое вознаграждение, лишь за ними – молодежь. Главными лицами выступали «князь» и «княгиня» (Василий и Маланка) принаряженные и разрисованные. В разных регионах Украины роль Маланки могли выполнять и девушки и молодые парни (главное, чтобы не узнали), а Василий, которого изображали то молодым парнем, то ли старым дедом, по сценарию должен все время шуточно приставать к царице праздника. Для защиты «княгини» к ней приставлялись два охранника, которые должны были отражать все ухаживания «князя».

Главное же действо всей процессии, которая вваливалась с шутками и смехом в каждый дом с мешками и тобынами, было «вождения козы» (ее обличье принимал кто-то из щедрувальников, переодевшись в козу для изображения веселых сценок умирания и воскресения с танцами, прискоками и веселыми шутками, как символическое отождествление поворота жизненного цикла с наступлением Нового года).

В гостеприимном доме Маланка выполняла свой танец (позже стал самостоятельным), а веся щедровальницькая компания пела щедривки и молитвы, за что каждый получал щедрое вознаграждение от хозяев. Если Маланка со своей свитой не пришла – это была оскорблением дома и предрекало для него плохой следующий год.

После полуночи и празднования Нового года (по старому стилю) веселые щедровальници оставались дома, в юноши отправлялись на второй заход или «винчевание» (посевание) так как существует древнее украинское поверье, что порог дома в новом году первым должен переступить обязательно мужчина. Щедрой рукой юноши сеяли на пол дома зерна пшеницы, ржи, гречихи, льна под пение и пожелания счастливого нового года. Хозяева благодарили их деньгами ради будущего благосостояния, а после – тщательно собирали все посеянные зернышки в кучу и сохраняли по крайней мере месяц где-то в укромном уголке дома, чтобы потом отдать своей скоту или скормить птицам. Счастливые же щедровалщики шли по домам считать свою добычу.

13-01-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.