Щедрый вечер, Рождество Мира, Праздник Сварога или День рождения Луны

Три с половиной тысячи раз великий Творец вселенной каждый год зажигал для людей новое солнце с тех далеких пор, когда Геродот в своих заметках запечатлел навсегда историю Великой свободолюбивой Скифии, царствовавшей на огромных просторах от Сяна до Дона. Много веков пролетело с тех пор… рождались и уходили в небытие, сменяя друг друга, поколения хозяев этой земли, бережно передавая от предков к потомкам свои верования. Появлялись новые религии, которые в своих попытках закрепиться, запретами и заменой старых обычаев пытались искоренить прошлое. Вот только кровь — не водица, генная память украинцев и ныне нежно хранит традиции и обычаи, что древние скифы, сарматы да прочие прасловяне оставили им в наследство.

Первая Вечорка, ярким лучиком прорезающая чуть потемневший небосклон в ночь на 25 декабря, несет с собой благую весть всему сущему на земле о рождении новой Луны, а вместе с ней Нового благодатного украинского хозяйственного года. Это праздник Рождества мира со всеми его бездонными морями, высокими горами, бескрайними степями и необъятным разнообразием живых существ под небесами, которые согревают их теплыми солнечными лучами, поливают обильными дождями, укрывают пушистыми снегами.

Издавна считается, что именно 24 декабря (окончание Корочуна, самого темного времени года) всесильный опекун железа и кузнечного искусства когда-то давно своей милостью даровал людям ко Дню рождения нового хозяйственного года первое орало, скинув на землю собственноручно выкованный Золотой Плуг. С тех пор в честь уважения к великому дару и почину на будущий земледельческий сезон в Украине под вечер традиционно проводился обряд обхода плугом вокруг села (символическое боронование снега).

И хотя Рождество Луны считалось праздничным, но без запрета на какую-либо деятельность – считалось тем, кто работает по хозяйству в этот день, в течение следующего года будут помогать сами Небеса, а начинание любого доброго дела 24 декабря считалось залогом его счастливого завершения.

Хозяйки начинали с самого утра готовить стол для праздничного ужина, а хозяева — работали во дворе, ухаживали за скотом (иногда мыча, мекая и блея по старинной традиции на приплод своей живности) и святили его на здоровье в наступающем году, окуривая ладаном и скармливая по краюхе обрядовой паляницы. Но это правило незапрета на работу действовало лишь до восхода первой звезды, всевышнего знака до начала самой магической ночи года с ее верой в чудеса и надеждой на будущее счастье (поэтому-то это древнее табу ни в коем случае нарушать было нельзя, иначе падут все кары небесные).

На Сочельник могущественного и всесильного бога Сварога, который становится на пике своей силы в созвездии Стрельцов в день зимнего солнцестояния и властвует над двенадцатью титанами-Сварожичами (зодиакальными созвездиями), украинские хозяйки традиционно и сейчас готовят двенадцать блюд, потому как на этот ужин за одним столом по поверьям собираются не только все родственники, но и все души и духи рода. Ранее приготовление двенадцати блюд происходило исключительно на новом огне, разожженном в полдень Рождества Мира на поленьях, собранных перед тем в течение предыдущих двенадцати дней.

В празднично украшенном доме на чистенькой скатерти обязательно стояли: кувшин напитка духов узвара и их любимая еда кутья, а также в разных интерпретациях вареники и пирожки, жареная капуста, гречневая каша с конопляным молоком, голубцы с пшеном, маринованные или жареные грибы, горох, фасоль, лепешки с маком, картофель.

С появлением Вечорки начиналось празднование Рождества Луны и Мира с торжественного внесения и установки с поклоном в красном углу (где заранее пол был устелен душистым сеном, другая часть которого клалась под стол для покрышки с ладаном) Дидуха с пожеланиями мира, здоровья, счастья и благосостояния на наступающий год («чтобы эти праздники провели и следующих дождались»).

Затем с крыльца при открытых дверях хозяин звал все природные невзгоды к своему столу на Святую вечерю: «Морозе, Морозе, ходи до нас куті їсти! Коли не йдеш, то не йди й на жито, пшеницю й усяку пашницю!». После этого он прятался за Дидухом для проведения описанного еще в XII веке Саксоном Грамматиком древнего обряда, во время когорого из-за Рай-снопа выкрикивал к семье: «Чи бачите ви мене, діти?», они должны были ответить: «Ні, батьку, не бачимо!», на что он возглашал: «Щоб і другого року не видно було світу за стіжками, за копами, за возами та за снопами!»

Рядом с Рай-снопом под образами хозяйка для приглашаемых на совместную трапезу душ предков ставила миску, куда заботливо клала по ложке каждого блюда со стола, а также по давней украинской традиции гостиприимства кувшин с узваром накрытый хлебом-солью.

Затем вся семья (присутствие всех ее членов без исключения — обязательное условие, иначе отсутствующий будет скитаться весь год вдали от дома) торжественно садилась за стол, а старший в роду открывал окно и ритуально отмахивал пар от первого блюда в сторону улицы, чтобы клубы его достигли небес и оберегали семью. И не дай Бог в этот день ссориться иль иметь злые мысли — достатка, мира и согласия в следующем году не видать.

За столом сидели долго-долго, до самой полуночи. Дети, быстро наевшись вкусностей (так как целый день до появления вечерней звезды ничего не ели), убегали играть в свой уголок да лазили под стол, чтобы кудахтать, как квочка, для большого приплода и яйценоскости домашней птицы в следующем году, а устав – ложились спать. Взрослые же, тихо переговариваясь между собой, ждали, пока Сварог выкует новое Солнце и новый хлеборобский год.

В древности, помимо ритуальных речей, вообще запрещалось разговаривать за сочельным столом, также как и пить воду без необходимости (иначе будущий полевой сезон будешь страдать от жажды), а коль чихнешь за ужином — то к счастью. На скатерть обязательно клали головку чеснока от злых духов. Тому, кто первым увидит Рождественскую звезду, пророчили счастье и удачу. В хлевы и курятники после заката не заходили (так как в эту мистическую ночь раз в году боги даруют животным голос, чтобы они могли пожаловаться на своего хозяина). Главную же примету на погоду народная мудрость запечатлела в присказке: «Як на Кутю ясно, то на врожай буде рясно».

24-12-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.