Именины Домовой. На Григория-Богослова и Ефима Сирина

Обычай чествования 25 января того, кто целый год неусыпными заботами беспокоится о мире, согласии и благополучии семейства все остальные 364 дня в году, охранника домашнего алтаря-огня, самого надежного помощника во всех хозяйственных хлопотах… был заведен предками еще в далекие древние времена. Именины домового празднуют, когда зима еще свирепствует, но и до весны – рукой подать, когда вся семья вместе, под одной крышей (ведь вместе – теплее). Он, ангел-хранитель дома и преданный поклонник лошадей, домовой, в этот день устраивает себе выходной, чтобы хозяева хоть раз в году сами позаботились о себе.

Но не только о себе стоит позаботиться семье в день домового праздника, «хозяину» (как его еще звали в народе) тоже надо устроить достойный отдых – накануне хозяйка должна празднично убрать дом, подготовить дрова-уголь чтобы огонь в печи в течение всего дня не угасал (ведь домовой, как известно, живет за печкой и очень любит огонь да тепло), наварить сладкой каши-кути для виновника торжества и оставить на припечку с кусочком хлеба в ночь на 25 января.

Еда для «хозяина» должна быть непременно сладкой, потому что за соленую (он все же из потусторонних) может жестоко отомстить – кашу на пол вывернет, всю посуду в доме побьет, детей ослепит, сорвет с дома крышу иль вовсе навсегда покинет своих нерадивых хозяев.

Пока хозяйка наводила порядок в доме, хозяин должен был заботиться, чтобы в конюшнях также царили чистота, порядок и мир (потому как лошади – это любимые животные домового). Каждый волосок должен быть вычесан-ухожен, каждое животное накормлено и напоено вволю, солома — чистая, сено – аккуратно сложено в сеннике.

В течение именин Домового в доме должны были господствовать спокойствие и согласие без каких-либо ссор или других проблем, даже самые озорные и непоседливые дети должны пытаться себя вести вежливо, без шума и всячески помогать родителям – тогда в течение следующего года в семье будут царить мир и благополучие, или как говорят «домовик будет при мехе» (считается, что чем беднее хозяин – тем голее его охранник домашнего очага). Как ни будет соблюдение этих правил домовой из доброго помощника превратится в злейшего врага, и в доме все будет лететь на пол, скот – чахнуть, члены семьи – все время болеть.

В некоторых местах в древности как своеобразное пожертвование духовному охраннику семейного очага приносили черную курицу. Нет, ее не резали, просто в ночь на 25 января выпускали до утра гулять по дому (в другой интерпретации — сажали под печь). Смотрели – как курица спокойная и сонная – так и домовой счастлив, а как пугливая и суетливая – жди невзгод.

Пришлое позже на украинские земли христианство пересвятило 25 января на день своих святых, Григория Богослова и Ефрема Сирина. Вот только мудрость украинцев не изменила заветам и обычаям своих предков.., а чтобы предотвратить давление церковной власти — просто соединила два этих праздника с сохранением дохристианской обрядности (на Ефрема Сирина – именины домового).

По старинным приметам: как день домового до полудня — такова следующая зима до января, какой день после полудня — такова следующая зима до марта.

25-01-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.