Джеймс Бонд одесского разлива. Соломон Розенблюм

В его жизни было так много легенд, сногсшибательных событий, людей, стран, смены имен, фамилий, дат рождения, что за всем чем густым, тщательно сплетенным из выдумки и правды кружевом почти невозможно разглядеть настоящую личность того, кто стал одним из прообразов легендарного, увековеченного в многочисленных кинолентах супергероя Джеймса Бонда, который то и дело спасал этот мир от почти неминуемой гибели. В европейских летописях он известен как Сидней Джордж Райли.

В украинской версии истории он был рожден предположительно 24 марта 1873 года Соломоном в Одессе, хотя существует вероятность, что родители его звали Зигмундом, Георгием или Шломом, да и кровными родителями они ему фактически не были. Причины проживания парня в семье двоюродного брата настоящего отца, Герша и Софии Розенблюмов, при живом докторе Михаиле (по другой версии – Марке) Абрамовиче Розенблюме, так до конца и не выяснены. Вероятнее всего – это была дань суровым тогдашним условностям, ведь он был внебрачным ребенком, хотя до взрослого возраста об этом и не подозревал. При этом Бонч-Бруевич также намекал на его ирландское происхождение, как плода запретной любви аристократки Полины с капитаном английского судна. Да и за право называться его родным городом с Жемчужиной Черного моря спорит также Херсон.

Согласно официальным данным первое пересечение с законом девятнадцатилетнего Соломона произошло в 1892 году при аресте царской «охранкой», как курьера запрещенной студенческой группы «Друзья образования». Но в отличие от других он не только не получил наказания, но даже какого-нибудь устного предупреждения, что как минимум приводит к выводу на основе реалий того времени о его работе на уголовные органы, хотя существует вероятность сотрудничества с иностранными спецслужбами союзнической в то время для Московии страны, которые вступились за своего агента.

Освобождение, открытие прийомным отцом правды о его происхождении, шок… а дальше уже все жизнеописание, в том числе собственноручно написанная автобиография — это ядерный коктейль из реальных фактов и отрывков тщательно выстроенных легенд густо замешан на бешеном водовороте смены эпохальных событий начала ХХ века и калейдоскопной смене декораций. Поэтому почти перед каждым фактом из этой истории можно ставить замечание «будто бы», потому что часто факты противоречат друг другу, а без повторов Розенблюма история выглядит примерно так:

Фальсификация самоубийства в том же 1892-ом, бегство «зайцем» на английском судне в Бразилию, где Розенблюм взял себе имя Педро и три года работал разнорабочим, пока каким-то чудом не попал в английскую разведку устроившись коком в команду Чарлза Фотергилла. Именно последний в благодарность за свое спасение от туземцев организовал своему ценному сотруднику английское гражданство под именем Сиднея Розенблюма с билетом на новую родину и «подъемными» в размере немалой в то время суммы в полторы тысячи фунтов стерлингов (что позднее в своем романе «Овод» запечатлела его любовница, Этель Буль). По другим же сведениям: бегство из Франции в Лондон с немалой суммой денег после ограбления и убийства двух представителей итальянского ревкома 25 декабря 1895-ого в поезде Париж – Фонтенбло.

Брак, подаривший бывшему Соломону, новую фамилию Райли, тоже не обошелся без запутанной криминальной драмы: в качестве представителя фармацевтической компании Ozone Preparations Company в 1897 году он был представлен своим клиентом, преподобным Хью Томасом, его супруге, Маргарет, ирландке по происхождению по фамилии Рейли-Келлеген. Новые знакомые быстро нашли общий язык, ведь пастор был старше своей супруги да к тому же имел почечную болезнь. А дальше события развивались очень быстро: 4 марта 1898 года священник меняет завещание в пользу Маргарет, через восемь дней он внезапно умирает по официальному заключению «от гриппа». Вот только подписан он был доктором Т.Ю. Эндрю, который не числился ни в каких реестрах и по описанию свидетелей был очень похож на любовника жены умершего. Однако в связи с тем, что одесский уроженец уже состоял на службе ее величества королевы Виктории в качестве платного информатора Специального отдела Скотланд-Ярда Уильяма Мервила (в то же время он считался сотрудником английской дипломатической миссии на Московии) дознание не проводилось.

Под прикрытием легенды состоятельного бизнесмена со всемирными связями действовал в рядах революционного общества «Друзья россии», под видом торговца лесом выманил в командование Порт-Артура план защиты порта и продал японцам, за что был награжден лейтенантским званием и должностью помощника военно-морского атташе Великобритании в России с номинальным квартированием в столице империи согласно лучшим шпионским традициям (ведь дип.миссии с их иммунитетом всегда были хорошим прикрытием для такого рода деятельности), оставаясь в таком статусе в течение девяти лет и живя свою лучшую жизнь, второй раз женившись (без расторжения предыдущего брака), занимаясь антиквариатом и принимая активное участие в деятельности петербургского летного клуба.

Первая мировая в 1914-ом дала хороший повод для активизации «спящего» британского агента: сверхприбыльная торговля оружием США-Московия, официальное оформление сотрудником британских спецслужб с прикомандированием к Петроградской миссии капитана Кроми, затем – Локхарта, неудачное покушение на вождя «мирового пролетариата» с помощью подкупа его личной охраны из «латышских стрелков», удачная организация спасения главы Временного правительства Керенского, неудачный мятеж левых эсеров, организация убийства Мирбаха, удачное покушение на Ленина 30 августа 1918-го…

Непродолжительный вынужденный отпуск на его новой родине из-за раскрытия красными Райли, как агента английской разведки. Хотя и в Англии он не сидит без дела, консультируя Уинстона Черчилля. В конце того же года он снова принялся за дело в «белом» Приазовье, но всего через несколько месяцев был эвакуирован через Турцию назад в Лондон. Хорошо осведомленный во внутренних делах Московии, он был приглашен присоединиться к Парижской мирной конференции.

Но за шпионско-политическими играми Розенблюму было совсем не до собственных финансовых дел, которые за эти годы пришли в такой упадок, что ему пришлось распродать гордость своей коллекции, личные вещи Наполеона Бонапарта. Выручить он за них смог сто тысяч на Нью-Йоркском аукционе. За взлетом последовала полоса неудач, Сиднея Райли преследовали неудача за неудачей: разгром красными поддерживаемой им армии Бурлак-Балаховича, провал покушения на советских делков на Генуэзской конференции, провальная операция «Письмо Зиновьева».., хотя на личном фронте ему продолжало везти – последний брак с актрисой, Пепитой Бобадиллой стал лебединой песней английского шпиона.

«Трест» стал закономерным концом бурной авантюрной жизни одесского уроженца… Спланированная и блестяще воплощенная в жизнь операция по нейтрализации зарубежного движения сопротивления коммунистической диктатуре с помощью фиктивной «контрреволюционной» организации, куда английской разведкой был заслан Розенблюм для выяснения ее сущности, обернулась арестом шпиона на финско-советской границе с инсценировкой его смерти как «контрабандиста». Содержание в московской тюрьме, выполненная по личному распоряжению очередного кремлевского диктатора казнь 5 ноября 1925 года и открытая через 75 лет правда благодаря написанным Розенблюмом во время заключения заметкам, которые чудом сохранились в архивах Любянского застенка.

27-03-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.