Свитовида летнего или Дывов день

Чудо познания — не самый ли великий дар, сделанный великой Вселенной человечеству? Поэтому с седых времен у предков покровитель творческого начала был в украинском пантеоне богов на одном из самых почетных мест в телесном отождествлении мудрого старого Деда-Всевида или писанного красавца Рода-Световида (его тотемное изображение IX века, известное как Збручский Световид, найдено на Тернопольщине в 1848 году, хотя его святилище доказано существовало на горе Богит еще со времен Скифии).

Чествование покровителя источника творческого вдохновения во всех его проявлениях и защитника всех человеческих добродетелей от нечистого (известного так же под именем Чернобога) традиционно происходило в Украине 15 июня ежегодно. В более широком восприятии он отождествляется с бездной таинственности звездного неба, как и с бескрайними просторами чуда мудрости познания, где звезды — это те крохи света, которые своим сиянием отодвигают мрак неведения.

Прикоснуться к полумистическому ореолу учености и способности легко овладевать чем-то новым, которые всегда так глубоко почитались в украинском сообществе, на Световида легче, чем в какой-либо другой день, ибо небесный покровитель своей милостью открывает 15 июня врата учености настежь, давая возможность увидеть и осознать тайны непостижимого, в прочие времена надежно хранимые за семью печатями («что вижу, то умею»). А в более приземленном трактовании — наиболее благоприятный для лечения зрения.

Дыв и Световид, два извечных украинских мужских начала, первое из которых приводит ночь, а второе — рассвет нового дня, так тесно переплелись в своем владычестве небесной выси, созерцая землю и жизнь людей от сотворения мира и до самой последней ее минуты, что фактически слились в единую сущность, выступая двумя ее противоположными неотъемлемыми сторонами; сущность всевидящую, всезнающую, все контролирующую… равную самому богу-творцу (с персидского «Deva» или латыни «Deus» и есть — бог), не зря его святилище было в Святошинском лесу над рекой Нивкой, на самой окраине вечного города-Киева.

В украинской культуре считается, что Световид-Дыв — великан, голос которого в гневе звучит громовым эхом, а взмах руки – вызывает на земле бурю (высшее проявление абсолютной силы природы. Всемогущество его даже было зафиксировано на страницах бессмертного «Слова о полку Игореве» 1187 года («… уже вержеся Дывь на землю»).

И хотя пришлое христианство в попытках затмить древнеукраинский праздник покровителя знаний переосвятило его в честь своих святых Амоса («пришел Амос — овес пошел в рост») и Модеста, в народе за ними сохранились Дывовы функции защиты от «черной немочи» с помощью принесения в жертву черного петуха, которого по одной из версий считают световидовой птицей. В другом же варианте крылатым отождествлением прадавнего бога был пугач, а земным — хранитель леса. Может, потому с прадавних времен им пугали малышней и насылали бытовое проклятие («Чтоб на тебя Дыв пришел»), хотя хозяйки 15 июня наедине в своем доме хвалилась перед ним своими достижениями за прошедший год (новыми материальными приобретениями, здоровьем, красотой, благополучием семьи…).

15-06-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.